26.11.2021

Подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства

Хомидова Г.А., мастер ПО

ГККП « Высший технический колледж г.Щучинск»

Акмолинская область, Бурабайский район

Модернизация технического и профессио­нального образования диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Качественное профессиональное образова­ние сегодня – это средство социальной защи­ты населения страны, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Формат реализации государственных про­грамм по модернизации технического и про­фессионального образования включает в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реоргани­зация учебных заведений ТиПО путем преоб­разования в единый вид учебного заведения как колледж. Модернизация профессиональ­ного образования определяет необходимость принципиального изменения ряда традици­онных подходов к системе подготовки специалистов. Социальное партнерство в системе профессионального образования – это важный элемент в формировании совре­менного подхода к профессиональному образованию, показатель реальной за­интересованности в его дальнейшем развитии.

       Социальное партнерство – это емкое и многозначное понятие. Партнеры – это не просто участники совместной деятельности, связанные каким ­либо соглашением (договором), а, прежде всего стороны, строящие от­ношения между собой в соответствии с развивающимися отношениями в обще­стве. Под социальным партнерством в профессиональном образовании мы понимаем особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъ­ектами и институтами рынка труда, го­сударственными и местными органами власти, общественными организация­ми, нацеленный на согласование и ре­ализацию интересов всех участников этого процесса. Главными социальны­ми партнерами остаются работодатели. Социальное партнерство открывает для колледжа дополнительные возмож­ности:­ постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру специальностей и профес­сий, объем подготовки кадров;­ учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов путем совместной разработки учебных программ и планов;­ организация практики студентов на оборудовании, задействованном в сек­торе сферы услуг;­ систематическая стажировка масте­ров производственного обучения кол­леджа на предприятиях для ознакомле­ния с новейшим оборудованием;­ оценка качества подготовки специа­листов независимыми экспертами;­ целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия и др. Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является раз­витие кадрового потенциала, а целью учебного заведения – подготовка вос­требованных специалистов. Такое по­нимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результа­та», преодолевая тем самым традицион­ную когнитивную ориентированность образования. Общность ценностей предполагает паритетность техни­ко-­технологических, социальных, гу­манистических ценностей, без которых невозможно представить современного специалиста. В настоящее время в колледже проде­лана определенная работа:­ заключены договора по закрепле­нию баз производственных (професси­ональных) практик;­ представители базовых предприя­тий проводят не только профессиональ­ные экскурсии, но и мастер ­классы со студентами колледжа, раскрывая секре­ты профессионального мастерства, го­товы предоставить возможность знако­миться с новейшим производственным оборудованием, передовыми производ­ственными технологиями;­ многие работники предприятий яв­ляются наставниками при прохождении практики студентами и обучающимися колледжа;­ получены отзывы работодателей о качестве выпускников по обучаемым профессиям и специальностям;­ выпускникам, положительно заре­комендовавшим себя во время прохож­дения практики, предоставляются рабо­чие места;­ работодатели активно участвуют в организации учебно – производствен­ной практики колледжа, представители предприятий входят в состав квалифи­кационной комиссии, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.

      ГКПП «Высший технический колледж» по специальность «Гостиничный бизнес» с 2016 года сотрудничает с такими организациями, как: ТОО  «Жайлы Отан», Rixos-Burabay , Park otel Kokshetay, с недавних пор Terrasa Park, отель «Baitas», отель «Sultan Plazа” и т.д., и все они отличаются своеобра­зием. Главная цель любого студента – по­сле окончания учебы начать работать, уверенно вступить во взрослую са­мостоятельную жизнь, а для этого он должен быть хорошим специалистом, отлично владеющим как теорией, так и практикой. Дуальная система предо­ставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уро­вень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно средне ­ специ­альное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важ­ной ступенькой на пути к успешной ка­рьере.

   Идея дуального обучения приобре­тает свои реальные практические кон­туры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современ­ной модели, которая востребована об­ществом.

     Поэтому именно сейчас нуж­на всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателя­ми и социальными партнерами, заинте­ресованными в развитии дуального об­разования.