26.11.2021

Формативное оценивание – способ повышения качества современного урока

Шашкенова Р.К.

учитель химии

КГУ «Общеобразовательная школа №12»

г.Кокшетау Акмолинская область

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует 

их способность точно оценивать прогресс учеников».

М.Барбер

      Ни для кого не секрет, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Своевременная, правильная оценка учебной деятельности школьника является одним из важных факторов формирования положительной мотивации у ребенка. Не все учащиеся воспринимают и усваивают новый материал одинаково. Объяснения учителя, одну и ту же тему каждый воспринимает по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. По-разному же переживается и оценивается детьми сам процесс познания. Закономерно, что у учеников, которым трудно дается учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Поэтому индивидуальный подход к преподаванию, основанный на личностно-центрированном принципе и новые методы оценивания учащихся помогут решению этой проблемы. Этот новый подход в системе оценивания учащихся называется формативным оцениванием [1].

Что же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.

Формативное (формирующее) оценивание– это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  •  сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Эта система оценивания дает возможность учителю работать с каждым учеником индивидуально и на систематической основе, выявлять недостаточное овладение материалом учащимися на ранних этапах и помогает педагогу организовать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Особенность методов формативного оценивания заключается в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения прогресса учащихся в процессе познания ими мира. Использование инструментов и приемов формативного оценивания позволяет измерить прогресс учащихся в ходе образовательного процесса. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендации по улучшению преподавания и познания. Перкинс Блэк и Джеймс Уильям отметили, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:

Существует несколько направлений активности учащихся:

  1. понимание целей обучения, ожидаемых результатов;
  2. знание и понимание учащимися критериев оценивания;
  3. правильный выбор учителем приёмов обучения[2].

Находить ошибки, сопоставлять результаты работы с критериями оценивания, выслушивать ответ одноклассника – это сложные, но крайне необходимые навыки, которые формируются с помощью методов самооценивания и взаимооценивания.

Обратная связь – это процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые ведут к достижению поставленной цели. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она осуществляется в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности и предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ и исправили ошибки. Обратная связь должна быть чёткой, понятной, своевременной и по

теме.

При формативном оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока:

1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположить критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.

7.Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия[3]. Примеры заданий в приложение1

Разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь.

Наиболее эффективные техники формативного оценивания в на уроках химии

Одноминутное эссе — используется с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Проверка ошибочности понимания («Верите, ли вы?») -намеренно предлагаются учащимся типичные ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или прогрессе. Затем учащихся высказывают свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Индивидуальные беседы с учащимися -проводится для проверки уровня их понимания

Измерение температуры -данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?». Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.

Мини-тест — призван оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. 

Элективный (выборочный) тест — учащимся раздаются карточки с буквами «А, В, С, Д», которые нужно поднимать одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. На обдумывание ответа дается 20 секунд.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы.

Формативный опрос — это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

Обобщение в одном слове -прошу учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «Кто? Что? Когда? Почему? и Как?».

Словесная оценка (устная обратная связь) -самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать  для достижения более высоких результатов.

Самооценивание -процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнении работы.

Взаимооценивание (автобусная остановка) — это оценивание учащимися  работ друг друга, как правило, по заданным критериям.

Тестовые вопросы, составленные учениками — предлагается ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, обдумать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

«Письменные комментарии» — обязательный элемент оценивания обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры[1].

Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я должен преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?»

Формативное оценивание  способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятыми обеими сторонами.

Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Литература

1.«Формативное оценивание как важный аспект качественного обучения»- https://infourok.ru/doklad-na-temu-formativnoe-ocenivanie-kak-vazhniy-aspekt-kachestvennogo-obucheniya-2064419.html

2.Формативное оценивание. Руководство для учителя – 785bd9c2-5f90-4c2b-bdb8-32e85d1171c3.pdf

3.https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-formativnoie-otsienivaniie-kak-vaz.html