26.11.2021

Классный час «Сад доброты»

Кусаинова К.Ж.

воспитатель КГУ «Специальная школа-интернат №1»

г.Кокшетау Акмолинская область

Цель: Дать детям понятия, что доброта – одно из лучших качеств человека. Формировать умение, правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев персонажей.

Задачи:

  • Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
  • Способствовать развитию сочувствия, сопереживание.
  • Повышать уровень сплоченности, взаимопонимание и согласованности действий в коллективе.
  • Развивать речь, мышление, внимание, память.

Словарная работа: Доброта, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, добропорядочный.

Оборудование: Карточки со словами, пословицы о добре. Компьютер с экраном.

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой. Дети, посмотрите мне в глаза. Какие они красивые, добрые, сколько в них добринок. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своими добринками. Сядьте поудобнее и вытяните левую руку вперед ладонью вверх, закройте глаза. Внимательно слушайте меня, о чем я буду говорить. В моих руках шкатулка, а в ней находятся волшебные зернышки добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. Осторожно сомкните кулочки и поднесите к сердцу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастает в ваших сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастает только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

А теперь, откройте глаза. Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты, но для этого нам потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе сообща, дерево за дерево мы создадим этот сад.

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученик):

Давайте поклоняться доброте! 
Давайте с думой жить о доброте: 
Вся в голубой и звездной красоте, 
Земля добра. Она дарит нас хлебом, 
Живой водой и деревом в цвету. 
Под этим вечно неспокойным небом 
Давайте воевать за доброту!

Доброта… Какое старое слово! Не века уже а тысячелетия, люди спорят о том нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут а люди страдают от того что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими не дружелюбными и равнодушными бывают порою люди по отношению друг другу.

Прикоснитесь ко мне добротой,

И болезни смоют волной.

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой.

Народная мудрость гласит: «Доброта — что солнце»            (Слайд 2)

Как вы понимаете это выражение?

 Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: например: «Добрый человек тот, кто проявляет заботу» (Слайд 2)теплоту, внимание, порядочность, любовь, понимание, уважение, аккуратность…)

Только попробуйте не повторяться.

 Да, солнце  всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем нам становится хорошо.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Спасибо, ребята,  за добрые слова.

«Доброта  определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» (Слайд3)

Добро — все положительное, хорошее, полезное.  (Слайд3)

Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.

(Слайд 4)

Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде. Не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

ДЕРЕВО ПЕРВОЕ              (Слайд 5)

             «Где спряталось добро?»

Прочитайте слова, где определяющим словом будет «добро»

 Попробуйте  вы их образовать, и наше солнышко  и сад  доброты засияет ещё ярче.   Например:    (Слайд 5)          

 Добро                           доброта

 сердце                             

 сосед                                 

 совесть                              

 желание                           

 душа                                                  

 порядок                            

 (Проверка Слайд 6)

Добро                           доброта

сердце                             добросердечный

сосед                                 добрососедство

совесть                               добросовестный

желание                           доброжелательный

душа                              добродушный                      

порядок                            добропорядочный

Проверим наши добрые слова (прикрепляют к 1 дереву сада «Где спряталось добро?)                                               

-А какие вы совершали добрые дела?

-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?

Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.

 (Слайд 7) Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.  

Задание: я предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций, они лежат  у вас на столах. Прочитайте их , а потом дайте оценку этих ситуаций.  (Слайд8)                                                             

1 Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

— Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

— А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

— Садись уж, раз едешь.

— Спасибо, милок.

— И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А какон это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной.

Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили? (Слайд9)

2Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

(Слайд 10)

3Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

(Слайд11)

 Вывод:   Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

                              ДЕРЕВО ВТОРОЕ     (Слайд12)

«Пословицы о добре»

Есть одна мудрость ( Слайд 13)  «Делая шаг – задумайся о его последствиях.»  Одно их наивысших выражений народной мудрости – пословицы. В народе всегда относились к доброте по особому. Не даром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».

Задание: «Угадай пословицу»

 На карточках записаны слова вразброс. Нужно расставить их в правильном порядке и прочесть пословицу.

(Слайд14)

1Друзья познаются в  беде.          Худо тому, кто добра не делает никому.

На добрый привет – добрый ответ.           2Про доброе дело, говори смело.

3Доброе слово – дверь в душу.                       Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.  4Сделав худа – не жди добра.

( Пословицы прикрепляют ко 2 дереву сада)

Ученик:

Добрым быть совсем — совсем не просто 

Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,  

           Доброта не пряник, не конфета
          Только надо, надо добрым быть

          И в беде друг друга не забыть.

Ребята обратите внимание, мы приготовили выставку книг, и выставку ваших рисунков на тему “Спешите делать добро”. С выставкой книг и рисунками вы познакомились на перемене. После классного часа вы ещё имеете возможность посмотреть рисунки, взять в библиотеке понравившуюся книгу.

                             ДЕРЕВО ТРЕТЬЕ        (Слайд 15)

«Улыбка доброты, вежливые слова»

Думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой.

Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце

 — Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

 — Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

 — Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

(Слайд15)

Добрые слова — это цветы человеческой души.И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Садитесь пожалуйста.

Ученица:

                                  Слова чудеснейшие эти                     

                                  Услышать каждый очень рад; 
                                  Добреют взрослые и дети                

                                 И улыбнуться всем спешат.

(Слайд16)

Задание: Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами. Я прочту стихотворение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро —
     При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)
     Растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании  Говорят, прощаясь: … (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

(Вежливые слова крепим на 3 дерево сада).

ДОБРЫЕ СЛОВА

Учитель:
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
-Добрые люди, будьте здоровы!

Ученик:

ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
— Добрый день!- тебе сказали.
— Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
ДОБРОГО ПУТИ
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
ЗДРАВСТВУЙТЕ
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
СПАСИБО
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
ПРОСТИТЕ.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду —
Простите, я больше не буду.
ПОЖАЛУЙСТА
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Ученик:1

Добро и зло творить всегда  

Во власти всех людей 
Но зло творится без труда       

Добро творить трудней. 

Ученик:2
Рождает зверя зверь            

Рождает птица птицу 
От доброго – добро             

 От злого – зло родится. 
Добро, коль не было б оно мало        

   Гораздо лучше, чем большое зло.

                             ДЕРЕВО ЧЕТВЁРТОЕ   (Слайд17)

                            «Паутинка доброты».

 Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о его доброте? ( Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

   Наверняка каждый из вас,  совершает  добрые поступки. Сейчас  мы с вами сплетём из них «паутинку доброты». Для этого у меня есть яркий клубок ниток. Вспомните и назовите,  что доброго вы совершили недавно, передавая при этом  друг другу клубок с нитками. Посмотрите, какая паутина у нас получилась. Что мы можем сказать, глядя на неё? (Что мы совершаем много добрых поступков). Продолжайте совершать добрые дела, тем самым быт примером для других.

Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

(Слайд17)

Вчера – ушло от нас,
А завтра – не настало.
Есть лишь идущий час,
И этого немало!

Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка🙁 Слайд17) “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.

                         «Копилка добрых дел»

Дети становятся в круг. Они должны сказать, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я МОЛОДЕЦ».

Учёные считают, что осознание сделанного добра- это уже награда для. человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

Игра «И я…»

Итак, говорить  людям доброе, совершать добрые поступки может только добрый человек: тот, кто  любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь,  любит природу и бережёт её,  любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

   Скажите, только ли добрыми качествами обладает человек. Наверное, в нас есть и отрицательные стороны. Давайте проверим, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, присущее мне, если вы считаете, что оно относится и к вам, то произносите слова: «И я!»

 Я аккуратная                Я честная                 Я любознательна                       Я обидчива

Я веселая                       Я заботливая               Я вспыльчивая                     Я дружелюбная

Я добрая

Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных.

А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?

(от плохих качеств нужно избавляться, как от мусора) — Подумайте и запишите те чувства, от которых хотите избавиться. У нас есть корзина, в которую мы их сейчас выбросим и избавимся от них навсегда

Ребята, а какие добрые дела совершали вы? (Ответы учащихся.)
Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

 А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?     Ученики. МАМА.

Учитель. Как она заботится о вас?
(Высказывания детей.)

 Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – доброта”? 
(Около солнца всегда тепло, а рядом с мамой не может быть зла.)
(Высказывания детей.)

 А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?

 Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?” Анализ анкет.

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Подводим итоги. Анализ анкет.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. 

Трое  набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. 
Трое набрали от 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. 
Двое набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Чтение рассказа «Осколки доброты» (Неизвестный автор)

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Беседа:

  1. Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
  2. Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
  3. Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
  4. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об нем?
  5. Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
  6. Чья доброта помогает расти вам? (Доброта родителей, бабушек, учителей, друзей т.д.)

Учитель: Посмотрите на наш цветок. Какое слово получится если мы перевернем лепестки? (Совесть.) Что такое совесть? (Совесть — внутреннее сознание добра и зла; одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка)

                        Притча старого индейца».

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 — А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какой вывод можно сделать? Вывод: Быть или не быть добрым, честным, порядочным зависит от личного выбора каждого.

               Упражнение «Волшебный фонарик»

В каждом из нас есть много доброго и хорошего. Но чтобы увидеть это в человеке, иногда нужно постараться. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими сами.

У меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.

   Хорошо, что вы видите достоинства окружающих вас людей. Тем самым, вы сами становитесь лучше. А главное качество, которое отмечаете и цените у себя и других людей — это доброта. Легко ли вам было  сказать комплимент друг другу, отметить доброе ? Правильно, это не всегда легко сделать. А нужно ли этому учиться?  Чаще говорите людям комплименты, добрые слова.

  «Доброе слово человеку, что дождь в засуху,»- говорит народная пословица. Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу.)

Викторина

Какие сказочные герои творили добрые дела?

  • Этот сказочный герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. Айболит
  • Эта сказочная героиня оказалась сильнее снежной королевы и спасла из ледяного плена своего друга Кая. Герда
  • Эта смелая девочка через страшный лес несла пирожки своей бабушке. Красная Шапочка
  • Эта героиня не смотря на свой рост в дюйм спасла ласточку. Дюймовочка.

Чем отличаются эти сказочные герои от Бабы Яги, Карабаса Барабаса, Кащея Бессмертного? Да, тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

ДЕРЕВО ПЯТОЕ 

«Как прекрасен этот мир»

«Коллаж доброты»

На доску  каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая картина.

                   «Как прекрасен этот мир!».

 Итог. Рефлексия

Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке  буквы назывались

Л – Люди

З – Земля

М – Мыслить

Т – Творить

Д – Добро

Как будто, призывала нас азбука:

                  Люди Земли, Мыслите, Творите Добро.

В. Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

Я желаю вам много, много солнца.

Вот наш сад наполнился и «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмитесь, пожалуйста, за руки, закройте глаза, вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. Стоя в круге, держась за руки, учитель читает стихи Эдуарда Асадова:

(Слайд21)

        Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом его все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка,

Ты не дай ей зазря разбиться.

И, чтобы после себя не корить,

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Подарить буклеты о добре.

И в конце нашего классного часа мне хочется вам пожелать:

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра.

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов.

Уведет ли вас дорога,

От любимого порога.

Пусть вам скажет кто-нибудь

«В добрый час и добрый путь».

Я желаю чтобы с вами,

Людям было веселей.

Чтобы добрыми глазами,

Вы смотрели на людей.

(Сделать буклет 8штук)

   Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

                     Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его           —                    Твори добро. 

  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят    его —   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его —   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом —   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

                 Ибо никто не властен над твоим добром.

Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов, ни обид. А что же для этого нужно?  (Любовь, прощение, терпение)

Все учащиеся встают, берутся за руки. Учитель рассказывает сказку.

        «Однажды там, где нужно было слово, встретились Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое. Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово. Их силы были на исходе. И осталось – не вместе жить, а вместе погибнуть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»