25.11.2021

КСП урока русского языка 8 класс, тема «Выбор профессии. Использование терминов и профессионализмов в тексте» (урок 2)

Омарова Г.Ж. , учитель русского языка и литературы

КГУ «Общеобразовательная школа №19»

г.Кокшетау Акмолинская область

Тема урока:§8 Выбор профессии. Использование терминов и профессионализмов в тексте (урок 2)  СОР № 3
Цели обучения в соответствии с учебной программой8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории; 8.2.4.1 определять смешанные типы текстов, различать характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического, разговорного, научного, официально-делового стилей (послание, характеристика, биография, автобиография); 8.2.5.1 формулировать вопросы и собственные идеи на основе прочитанного текста, различать факт и мнение; 8.3.4.1 создавать тексты- описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и создавать тексты официально-делового стиля(послание, характеристика, биография, автобиография); 8.4.2.1 использовать термины, профессиональные слова.
Цели урока  — различать характерные черты, языковые и жанровые особенности официально-делового стиля (резюме, характеристика) — определять основную мысль на основе названия, плана и целевой аудитории; — формулировать вопросы, собственные идеи на основе прочитанного текста,  различать факт и мнение; — создавать автобиографию, резюме и характеристику; — использовать термины, профессиональные слова.
Языковая цельПредметная лексика: выбор профессии, личные качества, профессиональные требования, профессии будущего, ва­кансия, рынок труда, конкретность, направленность, рекламностъ. Терминология: официально-деловой стиль, характеристи­ка, резюме, профессиональное слово. Полезные фразы для диалога / письма: На мой взгляд, самая интересная профессия — это …; Мои личные каче­ства соответствуют требованиям профессии …; Я счи­таю, что эта профессия необходима, так как …; Я думаю, на выбор профессии влияет …; По моему мнению, самыми востребованными являются профессии … .
Ход урока
Этап урока/ времяДействия педагогаДействия учениковОцениваниеРесурсы
Начало урока I. Организационный момент. 5 мин.I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. И Проверка домашнего задания. Слушает ученика, корректирует, по мере необходимости задаёт наводящие вопросы.  Отвечают на приветствие учителя.       Демонстрируют домашнее задание 1-2 учащихся по желанию. Остальные проверяют свои работы.ФО  «Две звезды, одно пожелание»   1 балл – за успешно выполненное задание выступившему ученику.Учебник, тетради
 II. Этап вызова. К 1.Приём “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”.   2. Постановка темы и целей урока.  Учащиеся “складывают” свои ожи­дания и предположения по теме “Выбор профессии”.   Записывают тему, прогнозируют цели урока.  
 III. Актуализация знаний. К Беседа по вопросам: — Представьте себе, что устраиваетесь на работу по выбранной вами профессии. Какие документы вам понадобятся для этого? — Для чего они нужны?     — Что вы будете писать в автобиографии?Отвечают на вопросы.   Предполагаемый ответ:   — резюме, характеристика, автобиография;   — чтобы работодатель смог ознакомиться с вашими профессиональными и личными качествами, принял решение, приглашать ли на собеседование; — отвечают на вопрос, опираясь на текст упр. 125Б (стр. 83).ФО. Наблюдение учителя. 1 балл – за развёрнутый ответ и активное участие в беседе. 
Середина урока. II. Работа над новым материалом   10 мин.  Работа с текстами упр. 146, 147. Г/К Предтекстовая работа. Учитель объединяет учащихся в 2 группы: «Резюме» и «Характеристика». — К какому типу и стилю речи относятся резюме и характеристика? — Какие требования предъявляются к этим видам деловых бумаг?  Отвечают на вопросы.         — к официально – деловому. прогнозируют требования к документам.  ФО. ВзаимооцениваниеЦель: 8.2.4.1 КО: Различает характерные черты, языковые и жанровые особенности официально-делового стиля (резюме, характеристика); Дескрипторы: верно определяет стиль текстов — 1б.; — приводит доказательства стиля – 1б.; верно определяет тип текста – 1б.; приводитдоказательства типа текста – 1б.; — различает структуру резюме и характеристики – 1б.; — определяет цели резюме и характеристики – 1б.; — перечисляет требования, предъявляемые к резюме и характеристике- 1б.; — аргументированно объясняет, можно ли в этих документах использовать эмоционально-оценочные слова – 1б. 
Работа с текстами. Предлагает самостоятельно прочитать тексты, а затем в группах ответить на вопросы к этим текстамСамостоятельно читают тексты: 1 гр. – упр. 146А (резюме); 2 гр. – упр. 147А (характеристика). 
Послетекстовая работа. Учитель распределяет вопросы группам, даёт время на работу над ними, затем слушает ответы, корректирует, дополняет. Необходимо обратить внимание учащихся на требования к резюме (задание Г): а) краткость; б) конкретность (только сведения о своей профессиональ­ной деятельности; в) направленность (направленность — “сосредоточен­ность мыслей, интересов, направленная к какой-нибудь цели” (“Словарь русского языка С. И. Ожегова”)): резюме должно убедить работодателя в вашей заинтересованности получить работу и в способности хорошо ее выполнять;             г) рекламность — воздействие, положительное влияние на работодателя при помощи указания (“рекламирования”) своих по­ложительных сторон и достоинств.Отвечают на вопросы в группах, затем выступают перед классом, проводят взаимооценивание. Предполагаемый ответ: 1 гр. — Резюме, как деловой документ, содержит только официальные сведения о человеке. Содержащиеся в нем сведения о человеке позволяют сделать вывод о его соответствии должности, на которую он претендует. Резюме включает следующую информацию о соискателе работы: об­разование, профессиональная деятельность, краткое описание профес­сиональных качеств, опыта работы, успешных проектов, необходимых навыков и качеств. Снизить ваши шансы (на получение работы) — “сделать ниже, умень­шить вероятность, возможность осуществления чего-либо (= получения работы)”. 2 гр. Характеристика — это документ, который содержит отзыв об учебной, служебной и общественной деятельности человека, оценку его интеллек­туальных, деловых и моральных качеств. Под характеристикой подразу­мевается официальный документ с кратким описанием трудового пути работника и его деловых качеств. Соискатель, который претендует на хорошую работу, должен уметь правильно составить не только резюме, автобиографию, но и характеристику. Основная ее цель — дать оценку деловых и личных качеств, профессиональной деятельности человека. 
20 мин.Учащимся предлагается выполнить Сор 1. Раздел 3 И Вид речевой деятельности: Аудирование и говорение, Чтение, Письмо Цель обучения:                      8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории; 8.2.5.1 формулировать вопросы и собственные идеи на основе прочитанного текста, различать факт и мнение; 8.3.4.1 создавать тексты- описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и создавать тексты официально-делового стиля(послание, характеристика, биография, автобиография).  Самостоятельно выполняют задания Первое   суммативное оценивание  за раздел «Мир профессий». Лексика. Синтаксис и пунктуация 1. Определите основную мысль текста на основе названия, плана и целевой аудитории. Аргументируйте свой ответ. Соблюдайте грамотность речи. (5 мин.) Выбор профессии                                                                           План I. Факторы, влияющие на выбор профессии. II. Как не ошибиться в выборе профессии.     1. Влияние возможностей, талантов  и предпочтений в детстве на выбор будущей профессии.     2. Влияние ровесников и взрослых на твоё решение.     3. Твоя готовность учиться всю жизнь. III. Выбор профессии – это выбор твоей судьбы, твоего будущего. Целевая аудитория: подростки. 2. Прочитайте текст и выполните задания (7 мин.) Сформулируйте по одному вопросу низкого и высокого порядка к данному тексту. Что повлияло на ваш выбор профессии? Приведите по 1 примеру факта и мнения из прочитанного текста. 3. Напишите автобиографию. Сообщите в ней только официальные сведения о себе, соблюдайте структуру документа, используйте языковые единицы, характерные для данного жанра.  (8 мин.) Оценивание по таблице КО КО: — Определяет основную мысль на основе названия, плана и целевой аудитории – 4б.; Формулирует вопросы, собственные идеи на основе прочитанного текста,  различает факт и мнение – 5б. Создаёт текст официально-делового стиля (автобиографию) – 4б. Всего: 13б.Листы А4 с заданиями
 Критерийоценивания   Дескриптор Баллы     Обучающийся Определяет основную мысль на основе названия, плана и целевой аудитории                     1 определяет основную мысль текста, опираясь на название, план и целевую аудиторию текста 1 приводит 1-е доказательство правильности определения основной мысли 1 приводит 2-е доказательство правильности определения основной мысли 1 демонстрируетграмотностьустнойречи 1 Формулирует вопросы, собственные идеи на основе прочитанного текста,  различает факт и мнение 2 формулирует 1-й вопрос низкого  порядка к тексту 1 формулирует 2-й вопрос высокого порядка к тексту 1 формулирует идею на основе прочитанного текста 1 приводит пример факта из текста 1 приводит пример мнения из текста 1 Создаёт текст официально-делового стиля (автобиографию) 3 сообщает только официальные сведения о себе 1 соблюдаетструктурудокумента 1 использует языковые единицы, характерные для данного жанра 1 соблюдаетнормыправописания 1 Всего 13- 
  Конец урока 5 мин.  Рефлексия «Гора успеха» Раздаёт каждому ученику листочек с «Горой успеха» Домашнее задание: Упражнение 147В. Цели: 8.3.4.1 — создавать текст официально-делового стиля (резюме, характеристика). 8.4.2.1 — использовать профессиональные слова, термины.Располагают на «Горе  успеха» стикеры со своими именами.   Записывают домашнее задание. Учащиеся напишут свою характеристику от имени классного руководителя для поступления в колледж, составят своё резюме для приёма на работу по выбранной профессии. В своих работах должны использовать профессиональные слова.ФО. «Комплимент учителя»  Картинка в приложении   Учебник, дневники