19.11.2021

Разработка внеклассного мероприятия «Люби народ-уважай традиции»

Токтобулатова А.Т.

воспитатель — дефектолог

КГУ «Специальная школа-интернат №1»

г.Кокшетау Акмолинская область

           (на фоне музыки звучат слова)

 Бауырласқан тәніміз,

 Бұзылмаған салтымыз.

 Кең даланың ежелгі

Қазақ дейтін халқымыз.                                             Өзге ұлттай біздің де

Бар дәстүр мен салтымыз.

        Каждый народ бережно хранит и передает из поколения в поколение свои традиции и обряды, многие из которых дошли до нас из далекого прошлого.  Казахский народ всегда с особой ответственностью относился к будущему поколению.

      Рождение  ребенка с нетерпением ждали родители, родственники, в какой – то счастливый день близких оповещали радостной  новостью: в семье молодоженов будет пополнение. Оповестившим  давали «сүйінші» — вознаграждение за добрую весть. Первый той в честь неродившегося еще ребенка называется «құрсақ шашу». Этот день называли «ақ түйенің қарны жарылды», что означает «лопнул живот белого верблюда».  Значит,  предстоит той в честь будущего ребенка.

       Ребята, давайте вспомним, как называется обряд, который проводится сразу после рождения малыша?

       «Шілдехана» — традиционный той,устраиваемый при появлении на свет младенца. На праздник приглашаются гости, они поздравляют родителей говоря: « Счастья тебе малыш . Долгих лет жизни тебе. Будь сыном не только своих родителей, но и народа!»  За дастарханом гости поют песни, играют на домбре. Веселятся до утра, устраивая различные состязания. По древнему поверью, так гости отгоняли злых духов от ребенка и сторожили его.

Ән: «Қазақ салт дәстүрлері»

 «Бесікке салу»

После рождения ребенка, празднования «шілдехана», когда младенец начинает первые дни своего развития, его укладывают в люльку (Бесік – колыбель, священная реликвия каждой семьи). Ритуал нужно начинать примерно на пятый день после рождения ребенка или через неделю, ибо он приучится к свободному положению и не захочет находиться в люльке. В бесике ребенок всегда чист, ему тепло, удобно. Малыш огражден от простудных заболеваний, так как никогда не останется раскрытым. Связанные ноги всегда будут ровными,без искривлений. Ритуал  укладывания поручается самой примерной и достойной женщине, бабушке. Помахивая зажженной веточкой она изгоняет злых духов и очищает от запахов . После этого она стелит периновый матрасик и подушечку.  Укладывает малыша и пеленает в «жөргек»,  специально сшитыми лентами «бесік бау» и крепко приклепляет ребенка в двух местах – поперек груди и ног. Накрывают колыбель одеялом. Наши предки укрывали шапаном чтобы ребенок стал сыном народа, вешают уздечку и плеть чтобы стал хорошим наездником, прикрепляли тумар чтобы не сглазили.

Әжелер көрінісі            

би

 « Ат қою»

     Наречение. Законы наречения именем казахов своеобразны, красивы и дают возможность приблизиться к пониманию веры в силу слова. Нарекая, хотят обеспечить счастье и здоровье ребенку, предрекают ему хорошее будущее или стремятся оградить от злых духов. Чтобы ребенок был умным, находчивым ему давали такие имена: Ақылбай (богатый умом), Данышпай (много знающий, вдумчивый), Дана (мудрая). При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же благословляют младенца (бата). В наше время часто встречаются имена многоуважаемыхх: Бауыржан, Абай, Олжас, Сәкен, Фариза. Человек, нарекающий ребенка именем, наклонившись к ушам новорожденного, трижды  произносит выбранное имя.

Оқушылар көрінісі

Ән: «Қазағым»

 «Қырқынан шығару». На сороковой день рождения ребенка проводится своеобразный ритуал – қырқынан шығару. Считается, что через 40 дней начинается новый период жизни ребенка. Собираются в этот день молодые женщины и девушки, одна из которых стрижет волосы и ногти (одни их заворачивают в платочек и пришивают к одежде ребенка, другие скатывают в шарик и хранят). Старшая из женщин, купает ребенка и выполняет следующие правила: из новой чаши с водой, в которую кладут 40 различных предметов: драгоценные камни, кольца, серебряные монеты. Она новой ложкой (желательно деревянной) поливает ребенка 40 раз, стараясь, чтобы вода попала на все части тела, при этом приговаривая: «30 омыртқа жылдам бекісін, 40 қабырға жылдам қатсын( пусть быстрее крепнут позвонки и ребра)» . Женщинам, участвовавшим в этом обряде, преподносят подарки.

Әжелер көрінісі

Ән: «Анашым»

танец

«Тұсау кесу». Разрезание пут или обряд первого шага ребенка. В честь такого события устраивается той, где в торжественной обстановке, в кругу родных и друзей, ножки малыша символически перевязываются  цветными веревочками и самый уважаемый гость должен перерезать эти веревочки. Семь цветов – это семь символов: белый – символ доброты, синий – мира, красный – победы, черный – благородства, зеленый – надежды, желтый – символ теплоты, коричневый – цвет силы и мужества. При этом аксакал или уважаемый  гость благословляет малыша, чтобы он в дальнейшем крепко стоял на ногах и, твердо ступая, шел по жизненному пути. Проводят различные игры, а также шуточную игру угадывания будущей профессии малыша. На стол кладут различные предметы: ножницы, наперсток, молоток, медицинские и  музыкальные инструменты. Первый предмет, который ухватит ребенок и сулит ему будущую профессию.

Би

Народные приметы и обычаи

              · Казахи никогда не считают детей и не говорят об их количестве.

  • Детям дают есть крошки хлеба, чтобы они стали богатыми.
  • Колыбель ребенка не выносят на улицу перед закатом.
  • Младенца в колыбели не оставляют одного дома.
  • Первую распашонку не выбрасывают.
  • В доме, где родился ребенок, до сорока дней не выносят ночью золу из дома.
  • Если ребенок спит на спине, то он будет известной личностью,  если свернувшись калачиком — вырастет несчастным, если на животе будет вдумчивым, вытянув руки и ноги станет батыром, начальником.
  • Во избежание сглаза на лицо младенца ставят пятно сажей.
  • При сглазе лицо,ладони и ступни ребенка моют водой.
  • Если ребенок пускает пузыри изо рта – быть изобилию.
  • Если ребенок показывает язык, надо ждать новостей.
  • Если ребенок хлопает в ладоши, будет радостная весть.
  • Если ребенок чихает, то человек говорит правду.
  • Если у ребенка высокий лоб – быть ему умным, глубокая шейная ямка – быть ленивым, своенравным.если большой палец гибкий – будет мастером, маленькая – быть вруном.

Ән: «Атамекен»

И в конце мы бы хотели закончить наше мероприятие словами поэта М.Шаханова: «У каждого должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня как четыре матери: родная земля, родной язык, родная история, родная культура».

Бұзылмасын қаймағыңыз

Аман болсын аймағыңыз

Тарқалмасын қызықтарын

      Жаңғырсын салт – дәстүріміз.

Би «Қара жорға»

Спасибо за внимание.