11.11.2021

Разработка открытого урока специального фортепиано на тему: «Развитие музыкально-образного мышления в младших классах фортепиано»

Дикая Е. Д.

преподаватель музыки

ГККП «Детская музыкальная школа»

Акмолинская область г. Кокшетау

Тема урока: «Развитие музыкально-образного мышления в младших классах фортепиано»

Цель урока: Сформировать представление о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить изучение теоретических знаний.

продолжить формирование практических навыков: работа над приемами игры – нон легато, легато, стаккато, работа с текстом, исполнение в ансамбле.

Развивающие:

развитие слуха.

активизация музыкально-образного мышления, через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

— воспитание любви к музыке.

— воспитание трудолюбия, собранности.

— развитие навыка публичного выступления.

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний, навыков.

Методы:

— словесный.

— практический.

— наглядный.

— сравнения (ассоциации).

Средства обучения: фортепиано, стул с подставкой, ноты, рисунки учащейся, камера.

План урока.

  1. Вступительная часть.
  2. Практическая часть (работа над репертуаром).
  3. Итог, рефлексия.
  4. Домашнее задание.
  5. Заключительная часть.

Ход урока

1. Вступительная часть.

Развитие музыкально-образного мышления – одна из основных задач становления юного музыканта исполнителя. Ребенок младшего школьного возраста обладает огромными возможностями развития восприятия и памяти. Известный российский психолог Л. Выготский считал, что этот возраст – период активизации образного мышления детей, которое существенно перестраивает другие познавательные процессы.

В детском мышлении имеют огромное значение наглядные образы и представления. Детское мышление образное, а значит, наглядное (зрительное, слуховое, пространственное), чрезвычайно эмоциональное, проницательное и продуктивное. Его пронизывают самые активные встречные процессы восприятия. В них большое место занимают воображение и фантазия. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая предпосылка развития способности к творчеству. Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является наглядность и конкретность. Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. У младших школьников слушание требует опоры на картину, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

Привлечение придуманного сюжета или словесного образа создает условия для осмысления художественного содержания музыкального произведения. Поэтому основа музыкального репертуара, использованного на уроках составляют программные произведения: их названия помогают сконцентрировать внимание ребенка на соответствующем образе, способствуют лучшему запоминанию изучаемого учебного материала. Живописные и поэтические образы стимулируют творческое воображение детей, способствуют развитию музыкально-образного мышления.

Чтобы добиться у учеников яркого исполнения, соответствующего образу, необходима постоянная работа над развитием слухового контроля, средств музыкальной выразительности: точности штрихов, разнообразной динамики и осмысленной фразировки.

2. Работа над репертуаром.

Каждое произведение написано в мажорной или минорной тональности. Василиса рассказала, что мажорный лад – радостный, веселый, солнечный. Минорный лад – грустный, печальный.

Работали над гаммами До мажор и ля минор. Добивались нужного характера: До мажор Василиса играла бодро, уверенным звуком. Затем играла с трезвучием – получилось исполнение ярким и красочным.

Ля минор – играла мягким звуком, на хорошем легато, чтобы получился грустный характер. Обратили внимание на подкладывание первого пальца, кисть вела по направлению игры. Василиса очень старалась и у нее хорошо получилось.

Работали над пятипальцевым упражнением: «Вот иду я вверх, вот спускаюсь вниз». Это упражнение мы подбирали в разных тональностях. Когда Василиса играла упражнение в мажоре, представляла веселую девочку, которая пела песенку и собирала цветы. Исполняла штрихом нон легато, весело, громко – соответственно образу. Играя упражнение в миноре, Василиса представляла, что идет дождь, холодно на улице, а девочке нужно идти в школу. Передавала грустное настроение, исполняя штрихом легато, мягким певучим звуком. Василиса хорошо слушала свою игру и у нее получилось образное исполнение.

«Слон»                                                                                    

И. Королькова

Василиса нарисовала рисунок слона, рассказала о характере пьесы.

Исполнила пьесу, но получилось однообразно и статично. Мы решили разнообразить динамику — сделать крещендо. Поработали над развитием звука в каждой фразе, и получилось движение вперед, исполнение красочней и интересней. А доказали свое решение тем, что слон у нас мечтатель, у него есть сказочное желание.

Василиса хорошо выполняла все требования, исполнила пьесу, соответственно образу.

«Песенка плутишки»                                             

                                           Э. Боррис

Котенок наш плутишка – залезет он везде.

На шторы он залезет быстро – вот на потолке.

Василиса решила, что эта пьеса про забияку котенка. Мы сочинили слова, и исполнение наполнилось смыслом. Василиса исполнила пьесу цельно, без ошибок. Чтобы показать характер мы поработали над штрихом стаккато: получился звук легкий и отрывистый. Обратили внимание на координацию — одновременное исполнение обеих рук. Во фразах обозначили сильные доли, которые соответствуют смысловому выделению звука. Разнообразили динамику: во второй фразе сделали крещендо и последний звук завершили на форте. Котенок получился действительно веселый и забавный. Василиса исполнила пьесу в характере.

«Паровозик» — ансамбль                                             

                                           И. Королькова

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм воспитания и развития обучающегося. Ансамблевое исполнение стимулирует интерес ученика к инструменту. Воспитывает чувство ответственности перед партнером за результат общей работы, качественного публичного выступления. Ученик понимает, что минимальное отклонение от темпа, нарушение ритма, неуловимые при сольном исполнении, нарушают важнейшее условие ансамблевой игры – синхронности исполнения, единство ритмического пульса и темпа.

Василиса нарисовала красивый рисунок.

Мы сочинили подтекстовку:

Ту –Ту паровоз. Ту — Ту нас привез.

Паровозик быстро мчится, убегая вдаль. Ту – Ту – Ту.

Василиса рассказала, что она представляет, как паровозик везет детей летом отдыхать на море. Поэтому характер пьесы радостный, веселый. Сначала ученица пьесу сыграла сама.

Это произведение на сочетание разных штрихов нон легато и легато. Обращали внимание на правильное их исполнение: нон легато – с хорошей опорой, без лишних движений. На легато играли певучим звуком, работали над интонированием. Развивали навыки работы над крещендо. Василисе иногда хотелось ускорить темп на крещендо. Мы еще раз уточнили, что темп и динамика разные понятия, их нельзя смешивать. Нужно всегда играть в одном темпе. Затем играли в ансамбле. Получилось все одновременно, синхронно. Василиса учится слушать не только себя, но и мою партию. Ей очень нравится играть в ансамбле.

Василиса молодец! Образ получился ярким, выразительным.

3. Итог, рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Я считаю, что цель урока достигнута, все задачи выполнены. На следующих уроках мы будем возвращаться к работе, которую проводили сегодня. Ведь на каждом уроке мы ведем разговор о музыке, об образах, о задачах, которые ставят перед нами композиторы в своих произведениях.

Василиса ты хорошо поработала на уроке. Благодаря созданным тобою образам, наши пьесы наполнились красками, поэтому у тебя получился точный характер исполняемых произведений.

4. Домашнее задание.

Учить все пьесы, выполняя все задачи необходимые для создания яркого музыкального образа.

5. Заключительная часть.

Развитие музыкально-образного мышления является основополагающим фактором обучения детей. Основная задача преподавателя – развивать художественную инициативу, эмоциональность, воображение ребенка, для полноценной работы над художественным образом.

Список использованной литературы.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1971 г.
  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1986 г.
  3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва, 2008 г.
  4. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1982г.
  5. Королькова И. Крохе-музыканту Часть 3. Ростов-на-Дону, 2018г.