11.11.2021

Особенности организации учебного процесса в начальных классах

Сулейменова А. К.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 в начальных классах,

КГУ «Общеобразовательная школа № 2 п.Бестобе

отдела образования по городу Степногорск

управления образования Акмолинской области

Развитие познавательного интереса младших школьников остаётся актуальным видом деятельности, направленным на решение одной из основных проблем начального образования. Чтобы активизировать когнитивную деятельность учеников, необходимо сформировать у них положительные мотивы к учебе, пробудить их мышление. Надо развить у обучающихся желание решать познавательные задачи.

Внутренняя учебная мотивация является важным новообразованием, поскольку помогает ребенку быстро усваивать новые знания, легко учиться, получать удовольствие от учебного процесса [1].

Именно поэтому одной из основных задач учителя является работа, направленная на формирование у младших школьников внутренней мотивации учения, а, значит, и познавательной активности в процессе учебной деятельности [2].

В своей работе, учителя начальных классов Инна Михайловна Шлей, как средство повышения познавательной использует дидактические игры. В настоящее время, дидактические игры представляют собой целостную педагогическую систему, состоящую из целевого, содержательного, организационно- методического и результативно- оценочного компонентов, в которой главной целью является ускоренное формирование у учащихся социальной активности и познавательного интереса. В связи с этим возникает потребность использования на уроках занимательного материала.  Использование игр в учебном процессе позволяет диверсифицировать познавательный интерес, улучшить его качество, повысить мотивацию к познавательной деятельности и развить коммуникативные навыки.  Для учителя это способ обучения и средство активизации познавательного интереса. В своей повседневной работе Инна Михайловна старается подобрать современные педагогические технологии, игровые задания разного уровня, постоянно убеждаясь на практике, что дидактические игры играют отведенную им роль в обучении только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий имеющий внушительный арсенал активных методов.

Игры формируют познавательную активность, саморегуляцию, позволяют развивать внимание и память, создают оптимальные условия для абстрактного мышления. В них осваиваются новые игровые роли, закрепляются многие базовые понятия (добро, зло, сострадание, любовь, преданность и т.д), дети обогащают свой социальный опыт, учатся успешно адаптироваться в незнакомых ситуациях. Только реальный учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентация на личность в целом, а нет только на функции ребенка как ученика, способны принести успех игровым методам и приемам в образовательном процессе. Игра как проблема воспитания требует полноценного вовлечения родителей, творчества и фантазии педагогов, активного и созидательного участия самих маленьких участников игрового процесса. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка, что можно проследить в классном коллективе данного учителя. В ходе игры дети учатся оказывать помощь друг-другу, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, сплоченности, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в образовательный процесс игр и игровых моментов делает уроки интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи – шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Игнорирование этих потребностей в образовательном процессе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка, т.е. дифференциацию. Таким образом, включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из целей обучения и ценностей воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для обучающегося переход к серьезной учебной работе.

Литература

1. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова // Первое сентября. – 2004 – № 40. – С. 32.

2.Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М. : Просвещение, 2001. – 396 с.