10.11.2021

«Профилактика подросткового суицида»

Султанбекова Г.М.

магистрант группы специальности

«Педагогика и психология»

На протяжении многих лет Казахстан не покидает десятку стран, в которых люди чаще всего по собственной инициативе расстаются с жизнью. Специалисты отмечают, что в основном суицид совершают в возрасте от 15 до 44 лет. Однако волнует и тот факт, что во всем мире за прошедшие 45 лет количество самоубийств увеличилось на 60% и с годами эта печальная статистика может возрасти. Так, к примеру, по данным Международной организации здравоохранения, в 2000 году около одного миллиона человек наложили на себя руки, а к 2020 году число самоубийц может вырасти в полтора раза. По данным этой же организации, если в год суицид совершают около миллиона людей, то восемь тысяч из них — казахстанцы. Если во всем мире каждые 40 секунд происходит одно самоубийство, то почти каждый час в Казахстане кто-то добровольно расстается с жизнью.

Пик депрессий, как известно, приходится на осень и весну, а вот пик самоубийств, по многолетним наблюдениям психиатров, — на лето, причем частота завершенных самоубийств у мужчин в пять раз выше, чем у женщин. Психологи считают, что если мужчина решительно настроен на самоубийство, то в основном он доводит дело до конца. Женщины в большинстве случаев не собираются убивать себя, лишь используют попытки суицида для шантажа или же привлечения к себе внимания. Поэтому, по статистике, на один случай мужского суицида приходится пять женских попыток. Примечательно, что в количественном выражении 79 процентов самоубийств во всем мире происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, но относительный показатель является наиболее высоким в государствах с высоким уровнем дохода и составляет 11,5 на 100 тысяч человек.

Но самое страшное, что “эпидемия самоубийств” распространяется на молодежь в возрасте от 15 до 29 лет и является второй главной причиной смерти после гибели в ДТП. Только с начала года в Казахстане 312 несовершеннолетних совершили суицидальные поступки, из них 108 со смертельным исходом.

Далеко не все самоубийцы оставляют предсмертные записки, поэтому причина такого поступка нередко остается неизвестной. По данным ВОЗ, существует, по меньшей мере, 800 причин самоубийств. Из них: 41% — причина неизвестна, 19% — страх перед наказанием, 18% — душевная болезнь, 18% — домашние огорчения, 6% — страсти и менее 3% приходится на денежные потери, пресыщенность жизнью и прочие. При этом, по мнению казахстанских психологов, 30% причин самоубийств — это психическая патология, а остальные 70% — социально-экономическая дестабилизация в обществе (безработица, отсутствие доступного жилья, доступного образования и досуга для детей). Также одна из основных причин — резкое повышение общего ритма жизни и равнодушие.

Казахстанские психиатры совместно с детским фондом ЮНИСЕФ на протяжении двух лет проводили исследования по выявлению причин суицида среди детей и подростков. Выяснили, что молодые люди накладывают на себя руки прежде всего из-за семейных и школьных проблем. Итальянские специалисты, которые участвовали в исследовании, выявили такую тенденцию: в день каждый казахстанский родитель в среднем уделяет детям всего 20 минут. Опыт успешных стран показывает, что укрепление здоровья в целом, формирование и укрепление духовно-нравственного и психического здоровья, а также профориентация и привитие необходимых сегодня жизненных навыков, как составные социального здоровья населения, должны быть частью государственной политики в области социального развития.
Поэтому превенцию суицидов предлагается расширить до программы Формирования здоровья и жизненных навыков. Указанная программа состоит из модулей по формированию навыков ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления психического здоровья, профориентации учащихся, навыков самосохранения в экстремальных условиях, а также блока по привитию духовно-нравственных ценностей. Программа внедряется как часть воспитательной работы, проводимой в школе через подготовку и методическое обеспечение педагогов-психологов, а также в качестве основы мер по усилению школьной медицины. Успех описанной выше работы нуждается в концентрации сил всех неравнодушных, но вместе с тем деликатность вопроса требует предельной корректности и продуманности каждого шага. Суицидальные мысли не присутствуют в сознании человека постоянно, они возникают эпизодически, под влиянием провоцирующих стимулов и ситуаций. Возникновению суицидальных мыслей обычно предшествуют негативные эмоциональные переживания, такие как чувства безнадежности и тоски. Некоторые депрессивные пациенты отмечают, что негативные жизненные события могут запускать у них последовательность стереотипных мыслей, заканчивающуюся мыслями о суициде: «Происходит что-то плохое, на душе становится тоскливо, и мысли начинают идти по проторенной дорожке. Все начинается с мысли, как сильно я устала, и заканчивается мыслями о том, чтобы уйти из жизни».
По мере того как суицидальные мысли приобретают хронический характер, они теряют связь с депрессивными переживаниями, первоначально лежавшими в их основе, становятся автоматическими и легко провоцируются широким спектром стимулов и ситуаций. У лиц с хроническими суицидальными тенденциями мысли о самоубийстве могут провоцироваться любыми стимулами, ассоциирующимися с суицидальным актом: «Когда прохожу мимо аптеки на улице, тут же начинают лезть в голову мысли о смерти. Не хочу, а смотрю на аптеку глазами самоубийцы».
Психологи говорят, что каждый суицид – это мольба о помощи, которую никто не услышал.

  ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка. 
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.

Что делать дальше?

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги..
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

  • Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?
  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
  • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).