10.11.2021

«Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Балгожина Б. А.

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Общеобразовательная средняя школа с. Акмечеть»,

Целиноградского района, Акмолинской области

Педагогическая практика требует постоянного повышения качества педагогического процесса. Интересное, увлекательное прохождение урока, конечно, зависит от учителя. Постоянный поиск учителя, обновление методики преподавания, организация активных методов и приемов –требование времени. В настоящее время учителя используют инновационные и интерактивные методики во время занятий, что, безусловно, способствует качественному проведению уроков. Два сильных оружия в руках учителя –это глубокие знания, а второе –эффективные, полезные, интересные методы и приемы, которые прививают эти знания ученику.

Метод – это совместная работа учителя и ученика для достижения поставленной цели.

Для организации учебной деятельности обучающихся и осуществления контроля за ее результатами педагог использует различные методы и средства. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся. В этом случае учитель выступает как организатор познавательной деятельности обучающихся.

         В настоящее время существует множество путей повышения качества образования. И самое главное, требуется совместная работа с учеником образованного, компетентного, творчески мыслящего педагога.

Качество образования –это понятие, которое включает в себя качество подготовки ученика или выпускника, обучающегося в школе, посредством получения образования, и качество образовательной деятельности.

Качественное образование, устраняя имеющиеся недостатки в воспитании, вносит вклад в достижение мировой цивилизации ХХІ века. Качественное образование –это расширение кругозора приобщения к теоретической практической деятельности, труду по системной программе, основанной на науке.

    В повышении качества образования детей педагог отслеживает следующие основные признаки развития ребенка: самостоятельность, проблемная ситуация, творческая, познавательная деятельность, диалектическое мышление и т.д., проводит индивидуальную работу с детьми. Для реализации нового содержания образования необходимы новые технологии. Известно, что неправильное понимание усвоения и реализации новшества по-разному мешает организатору. Одной из таких педагогических технологий является развитие критического мышления через чтение и письмо.

Критическое мышление— поиск ответов на свои вопросы, всестороннее обсуждение и анализ. Пробуждать сознание ребенка к этой теме, побуждать мысли, формулировать игры, спорить с детьми рядом, объединяться. Критическое мышление –это не критика, а правдивое мышление. При правильной организации этой работы у детей раннего возраста должны быть развиты мысли, соответствующие своему уровню развития и достигнутые определенные успехи.

         Для участия в эффективном критическом мышлении учащиеся должны быть готовы к повышению уверенности в себе и понимания ценностей своего мнения и идей, активному участию в процессе обучения, уважению мнений других, поддержке и построению мнений. Кроме того, одним из эффективных методов, способствующих взаимному обмену знаниями учащихся, является стратегия «Многоуровневый вопрос».

Стратегия «Дневник двойной записи». При чтении какого-либо текста, рассказа учащиеся проводят вертикальную линию от центра тетрадей. В процессе чтения текста они пишут моменты и отрывки, затрагивающие одну сторону линии, а в другую-мнение, то есть то, что они вспоминают, причинные последствия. После того, как все учащиеся справятся с заданием, организуется обсуждение в паре, группе. По окончании работы учитель задает подготовленные для обобщения вопросы и получает ответы.

Также очень эффективно использование информационно-коммуникационных технологий в современном качественном образовании. ИКТ являются важным инструментом, который позволяет учащимся интерпретировать научные понятия и облегчает их восприятие, понимание и помогает учителям в обучении. К средствам ИКТ :

  • Телевизионные программы
  • Цифровое телевидение
  • Интернет
  • Мобильные установки
  • Компьютер/ ноутбуки

Использование цифрового видео. Программное обеспечение Windows MovieMaker, которое позволяет редактировать захваченное видео и легко использовать. Это программное обеспечение позволяло разгуляться искрящимся фантазиям учеников.

Аудио и подкастинг. Подкастинг-отличный способ для детей поделиться своей работой и новостями с очень большой аудиторией в Интернете. Он похож на радио, но вместо того, чтобы транслировать в прямом эфире, подкаст записывается и может прослушиваться через Интернет, чтобы вы могли слушать в любое время. Подкаст для детей:

  • Чтобы показать свою работу, им нужна аудитория из тысяч человек
  • Помогает развить грамотные навыки (сценарий, написание интервью) и позволяет ребенку применять речевые навыки на практике, а также усваивает определенные навыки по использованию ИКТ. 
  • Поскольку подкасты могут быть интерактивными, аудитория может высказывать свое мнение, что позволяет детям получать ценную обратную связь о своей работе.

Вы можете добавить школьные новости, детские работы, стихи, интервью, музыку в подкаст.

         Программа Активстудио. На интерактивной доске каждый урок, прошедший через программу активстудио, будет интересным и эффективным. Он пробуждает не только интерес учащихся, но и умственные способности. В момент тонирования можно развивать интеллект, мотивацию, внимание, разгадывая ребусы, загадки, головоломки, наглядно написанные на интерактивной доске. Для проработки темы использую различные задания, тематические тесты для учащихся. Результат: пополняется словарный запас, развиваются навыки системного мышления.

         Далее остановимся на контрольной и оценочной деятельности знаний, умений и навыков. Она носит преимущественно трехсторонний характер: образовательная, воспитательная и развивающая. На основе контрольной образовательной деятельности учащиеся перенимают новые знания, дополняют и совершенствуют ранее полученные знания, приводят их в определенную систему. Воспитательная деятельность приучает учащихся к систематической работе. В результате контроля они готовятся к ежедневным занятиям без перерывов, повышается чувство ответственности. Значение развивающей деятельности заключается в том, что учащиеся при самостоятельном выполнении учебных заданий принимают новые знания, делают выводы, готовят доклады, делают сообщения. С целью выполнения требований творческой деятельности с использованием данных технологий, повышения интереса учащихся, мы взяли и рассмотрели уровневые, творческие задания в соответствии с текстами программы, применили на практике и сделали следующие выводы:

  • через развитие творческой самостоятельности учащихся возможно формирование его личности;
  • интерес развивается в результате того, что виды деятельности осуществляются снизу вверх, последовательно, в определенной последовательности, системой;
  • формирование умения правильно организовывать интересующую деятельность и любознательности приобщает учащихся к творчеству;
  • важно проводить систематическую работу, распределяя учащихся по группам в зависимости от возможностей выполнения познавательных заданий, выбирая соответствующие виды работ;
  • использование нетрадиционных методов и приемов в интересующей деятельности способствует развитию интеллектуальных способностей, созданию учебно-познавательных и научных изысканий.

     Чтобы обеспечить качество образования, учитель  использует современные методы и приемы,  тем самым повышая интерес учащихся к новым технологиям.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.       Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
     Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Активные методы обучения и воспитания – это методы, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий).

Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации, а также:

—  применять для активизации познавательной активности учащихся;

— развития способности к самостоятельному обучению;

— выработки навыков работы в коллективе;

— коррекции самооценки учащихся;

— формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

— эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

— развитие навыков активного слушания;

— отработка изучаемого материала;

— развитие навыков принятия решения;

Классификация методов обучения:

Традиционные (репродуктивные) методы

направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях.

Активные методы (АМО) направлены преимущественно на развитие

у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения
Лекция — 5%
Чтение — 10%
Аудио-визуальный метод — 20%
Демонстрация — 30%
Групповые дискуссии — 50%
Активное обучение — 70%
Обучение других / немедленное применение — 90%

Для продуктивной деятельности школьника требуется:
1. Сформированность ряда коммуникативных умений.
2. Развитие мышления учащихся.
3. Опыт оценочной деятельности.

         Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.

Литература:

  1. Сабыров Т. Оқушылардың оқу белсеңділігін арттыру жолдары. А., Мектеп, 1978 ж.
  2. http://www.vkgu.kz/kz/gilim/innovacii/obrazov_tehnologii/tehnologiyalar_tizimi/cini_turgidan_tehnologiyalari.htm
  3. http://kk.wikipedia.org/wiki/Жаңа_білім_беру_жүйесі
  4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, 1995, 144 с.
  5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. – М., 1989, 218 с.
  7. Ташенова А. Сын тұрғысынан ойлауды оқу мен жазу арқылы дамыту // Білім-Образование -2006. -№6. 3-4 б.