05.11.2021

Здоровьесберегающие образовательные технологии –ключ к успеху в развитии личности

Кайкенов К.К.

преподаватель физической культуры

сСтроительно – технологического колледжа

г. Кокшетау Акмолинская область

Здоровье – это такое состояние        организма, при котором он биологически полноценен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

                             В.И. Дубровский

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и   ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим молодое поколение с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: В здоровом теле — здоровый дух , то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике – педагогика оздоровления. В основе оздоровления лежат представления о здоровом учащемся, который является практически достижимой нормой  развития молодого организма  и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

А.А. Никольской были выведены общие положения о главных чертах развития молодого поколения:

      — развитие совершается постепенно и последовательно;

      — между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь,

         как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная

 организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое,   всестороннее развитие;

— различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не

  одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может   идти средним ходом, либо ускоряться в зависимости от различных причин;

— нельзя искусственно форсировать развитие, важно каждому возрастному периоду  дать (изжить себя).  

Здоровый образ жизни на основе здоровьесберегающих технологий должен стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Это может выражаться через непосредственное обучение учащихся элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, само-массаж; простейшим навыкам первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, вывихах, участие в спортивных соревнованиях внутри коллектива, городских, областных и т. д.);                                                                                                                         

 через специально организованную двигательную активность  ( занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, школа здоровья с использованием различных видов спорта); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу); а также в работе с родителями (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий); в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива).

Таблица № 1

№ п\п                         Вид двигательной активности 30 мин.\ в Ккал.
1.     Бег 10 км\ч.       434
2.     Бег по пересеченной местности 8 км\ч.       361
3.     Гребля на лодке 6 км\ч.       208
4.     Езда на велосипеде 20 км\ч.        357
5.     Заготовка дров.       241
6.     Заготовка сена.       136
7.     Ученическая и студенческая деятельность, работа в офисе.       100
8.     Аэробика       441
9.     Баскетбол       330
10.     Футбол       315
11.      Гимнастика       159
12.     Лыжи       342
13.     Танцы       402
14.     Настольный теннис       162
15.     Волейбол       120
16.     Путешествие       132
17.     Приготовление еды       108
18.     Уборка по дому       150
19.     Огородничество       126
20.      Игра на музыкальных инструментах       102
21.      Нахождение в сидячем положении         51
22.      Нахождение в стоячем положении         60
23.      Печатать на печатной машинке         66
24.      Ремонт квартиры        114
 Потребности в жирах 2,0 – 2,1 гр. на 1 кг. веса 

Научить учащихся   контролировать расход и получение калорий ( см. таблица №1) – означает обеспечить процесс оптимального развития организма, позволит раскрыть особенности  технологий,  эффективно решающих одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование ЗОЖ учащихся.

В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

     Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы.

  1. Технологии управленческой деятельности.                                                                                                                                                            
  2. Технологии организации учебного процесса.
  3. Технологии организации познавательной деятельности.
  4. Технологии воспитательной работы.
  5. Частно-предметные технологии.
  6. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.
  7. Коррекционные технологии для детей с проблемами в физическом развитии.

   Технологии, перечисленные выше, рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

    Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться кой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие (здоровье-сберегающие технологии) объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Цель современного учебного заведения – подготовка учащихся к жизни. Каждый учащийся должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

    Достижение названной цели в сегодняшнем образовательном заведении может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном  взаимодействии с учащимися, с медицинскими работниками, с коллегами – планируют свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

    За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Учреждения образования соответственно реагируют на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность и ответственность за состояние здоровья учащихся и видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

    Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению учащихся могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-оздоровительный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

   Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый учащийся – практически достижимая норма развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей учащихся.
  3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно — развивающей работы с учащимися.

       Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

    Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Питание – физиологическая потребность организма, обеспечивающая рост клеток и тканей, восполнение энерготрат и обмен веществ в организме. Набор пищевых продуктов, распределенный для питания в течении суток. Должен иметь: оптимальную количественную величину и калорийность, восполняющую энерготраты организма; соответствующий сбалансированный качественный состав.

Таблица №2

    Наименование продуктов питания  ккалбелки    гр.Жиры    гр.угле- воды    гр.холес- терин    мг.вита- мины   Минер-е   ве-ва
1. Баранина 125 гр.313  23 23   —    — В1, В2Na, K, Fe, Ph
2. Сердце 100 гр.133   17   6    1   90СNa, K Ph
4. Печень 150 гр.212    30    5    9 372B1, B2 CNa, K Fe, Ph
5. Язык 100 гр.240    15   18   — 140CNa, K, Fe, Ph
6. Сосиски 80 гр.211    12   17    —   80B1, B2  Na, K Fe, Ph
7. Сало 100 гр.858     3    89    —   100Na, KPh
8. Фарш 100 гр.   (смешанный)316    18    23    —     70    —K, Fe, Ph
9. Заяц 100 гр.124    22      3     —    110В1, ВNa, K, Fe, Ph
10. Оленина 100 гр.106    21      1    —    110 B2Na, K Fe, Ph
11. Дичь 100 гр. 81    13      3     —      60    —Fe
12. Рыба 100 гр.222    18     15     —      85A, B2Na, K Ph
13. Утка 100 гр.243    18     17    —     75B1, B2K, Fe, Ph
14. Гусь 100 гр.364    16     31    —     75B1, B2Na, K Fe, Ph
15. Курица 100 гр.110     15       5    —     75B1, B2Na, K Fe, Ph
16. Индюк 100 гр.282      20     20    — B1, B2Na, K Fe, Ph
17. Яйцо 60 гр. 90       7      6    —    280ANa, Fe, Ph
18. Молоко конц.           100 гр. 7,8 %137     6      8   10      26ANa, Ca Ph
19. Молоко 3,5 % 200 гр.136     7      8    9     25ANa, Ca    
20. Сыр 60% 100 гр.398    18    34    1    88АNa, Ca Ph
21. Масло сливочное           100 гр.755    1     82    1   280A     —
22. Маргарин 100гр.380     —      40     —      —A, D, ENa
23. Масло растительное                 100 гр.930     —    100     —      —       —   —
24. Чеснок 100 гр.140     6     —    28     —      —Fe
25. Лук 100 гр.38     2     —      6     —      —Na, K
26. Капуста квашенная             100 гр.26     2     —     4     —СК
27. Помидор 100 гр. 19      1     —    3     —АК
28. Яблоко 100 гр. 69      —     1    16     —СК
29. Банан 100 гр. 99     1     —    23     —СК
30. Клубника 100 гр. 37     1     —     8     —СК
31. Макароны 100 гр.390    13     3    72     —В2, А1, В1    —
32. Рис 100 гр.368      7      1    79      —     —К
33. Картофель 100 гр. 87     2      —    19      —В1, СК
34. Сахар 15 гр. 60     —      —  100      —      —      —
35. Булочка 40 гр.111     3     —    23      —В1,В2      —
36. Хлеб смешанный             40 гр.101     3     —    20     —В1,В2Na, Ph
37. Хлеб белый 30 гр. 78     2      —   15      —В1,В2Na, Ph
38. Лимон 100 гр. 18     —      —     7     —СК
39. Картофель жаренный                 100 гр.220     4     8   34      —    —     —
40. Фасоль 100 гр.352    21      2   58     —А, С      —
41. Творог  100 гр.124     13      5     6     14      —Na, Ca, Ph

Энерготраты организма зависят от массы и длины тела, возраста и пола, питания, состояния нервно-эндокринной системы. Имеет важное значение сбалансированное питание, в частности соответствие незаменимых веществ (аминокислоты, витамины, минеральные вещества, полиненасыщенные жирные кислоты).

      Энергетическая ценность суточного рациона — мужчины (2200 – 2400 ккал); женщины (2800 – 3200 ккал), связано с большой потерей железа в период цикла; спортсмены (4850 – 5250 ккал). Относительные величины потребления (на 1 кг веса) – жиры 2,0 – 2,1 гр., белки 154-171 гр., углеводы 60% и т. д.; потребность в жидкости (1750-2200 гр.), в том числе: вода, чай, кофе и т. д. (800-1000 гр.); в супах (250-500 гр.); в продуктах питания (700 гр.).

         Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.)

   На основании изложенного нами определена главная цель  — всестороннее развитие личности, уровня физической культуры  с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Основные задачи:

                — вызвать у учащихся интерес к вопросам своего здоровья, позволив ощутить

    красоту и радость движения;                                                                                     — формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и     полезные привычки;

                  — обучить учащихся доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;

                  — добиваться того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

     Исходя из практики колледжа, определены ведущие секции по волейболу, футболу, н/теннису, баскетболу, легкой атлетике, туризму.

     При организации секции мы выясняем, имеются ли, могут ли быть созданы в колледже условия для ее работы. Такими необходимыми условиями являются: наличие заинтересованности данным видом спорта, достаточной группы учащихся, наличие места для занятий и необходимого спортивного инвентаря и оборудования, обеспечения методического руководства занятиями.

      Совместно с советом коллектива ФК, администрацией преподаватели разрабатывают рабочие программы, учебные планы, учебные графики, сдачи Президентских тестов, календарь соревнований и организация систематических и качественно полноценных занятий в спортивных секциях.

     Преподаватели физического воспитания нашего колледжа инструктируют классных руководителей, мастеров производственного обучения, преподавателей и привлекает актив учебного  заведения к активному участию в спортивно-оздоровительной работе. Совместно с медицинским работником обеспечивают регулярные медицинские осмотры учащихся-членов коллектива.

      Преподаватели физического воспитания проводят спортивные занятия образцовыми по организованности, обучают их правильно держать себя при разговоре со старшими и преподавателями; вежливости и учтивости при общении с товарищами и старшими; культурному поведению в обществе, уважению к коллективу и строгому выполнению общепринятых норм поведения.

      При построении занятий мы учитываем все факторы, которые в той или иной степени могут влиять на занятия, а именно: программа секций, годовой план, степень технической подготовленности группы, условия занятий, количество часов, отводимых на занятия и др.

     Основные требования на занятиях: повысить технику, привить учащимся  навыки передовой техники спорта, научить творчески применять тактику в соревнованиях.

Спортивные соревнования заняли прочное место в учебно-воспитательной работе по спорту нашего колледжа, мы рассматриваем их как продолжение учебно-тренировочного процесса. В процессе соревнований совершенствуется общая и специальная спортивно- техническая подготовленность, обогащается техника и тактика соревнующихся, объединяется коллектив учебного заведения, организуется обмен опытом и наглядно демонстрируется передовая техника отдельных видов спорта.

     В спартакиадах найден способ активного участия всех учащихся в физкультурном празднестве. Наша спартакиада проводится в самых различных вариантах, иногда она приобретает более спортивный характер, иногда она является смотром учебной работы, иногда же проводится как массовый комплексный общий праздник, включающий как соревнование между курсами, так и соревнования массового характера между группами, в которых участвуют все учащиеся, не освобожденные от занятий врачом.

       Спартакиада состоит из двух частей – массово — показательной и спортивно-соревновательной, построенной на основе Президентских тестов и охватывающей виды спорта из числа культивируемых в колледже.

         От степени заинтересованности и организованности учащихся зависит успех спартакиады. Поэтому используются все средства в целях агитации, это – информации на классных собраниях, выпуск спортивных фильмов, молний, информационных стендов и др.

           Календарь соревнований разрабатывается руководителем физического воспитания колледжа, согласовывается с администрацией и оргкомитетом, практическим проведением спартакиады руководит оргкомитет по проведению спартакиады при самом активном участии коллектива физической культуры колледжа. В состав оргкомитета входят представители от администрации колледжа, от совета КФК, совета колледжа, преподавателей физического воспитания, педагоги колледжа, медицинского работника и др. В конце учебного года подводятся итоги и определяются победители спартакиады, как в командном так и в личном зачете с раздачей кубков, вымпелов, грамот и ценных призов.

            Основной формой организации обучения в колледже является урок. С учетом этого, общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Преподаватели физического воспитания колледжа обеспечивают на занятиях физической культуры максимальную занятость всех учащихся и продуктивность их работы (выполнение заданий в предусмотренном объеме и с нужными результатами), безопасность, порядок и дисциплину. Преподаватели колледжа учитывают специфику каждой группы профессий, специфических для данных видов труда, физиологических и двигательных функций. Отличие рабочего динамического стереотипа от спортивного, в котором программируется спортивная деятельность, не имеющая непосредственного производственного значения – в подкреплении цели данного вида труда.

            Показателен факт, что используя регулярную экспресс- диагностику физического состояния учащихся и отслеживая основные параметры развития каждого, виден рост физической подготовленности и умений.

                                      Литература

  1. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровье-сберегающие технологии в общеобразовательной школе. М. 2002 г..
    1. Смирнов Н.К. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
    1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 г.
    1. Ланг Е. профессор Спорт и здоровье. Франкфурт. 1977 г.