04.11.2021

Межличностные конфликты подростков в школе и пути их преодоления

Сергеева С. А.

педагог-психолог

КГУ «Общеобразовательная школа села Приозёрное

 отдела образования по Сандыктаускому району

 управления образования Акмолинской области»

«Не бывает безконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми

Букай Х.

Межличностный конфликт – это противоречие, возникающее в процессе взаимодействия людей и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей или потребностей. Межличностные конфликты – это неотъемлемая часть образовательного процесса, ведь школа – это не только образовательное учреждение, но и место, где человек получает один из первых опытов взаимодействия с окружающими людьми.

Столкновение интересов может приводить к различным последствиям, в том числе и к нежелательным – подростки зачастую не могут в полной мере дать оценку своим действиям, не чувствуют ответственности за свои поступки и не понимают, к каким последствиям может приводить деструктивное поведение. При этом межличностные конфликты – это важная часть развития отношений между людьми, так как в результате столкновения люди отстаивают свои интересы, лучше узнают друг друга и находят более адаптивные стратегии поведения. Следовательно, межличностные конфликты в образовательной среде – это важный ориентир для изучения и работы с ними школьных психологов и педагогов.

В конфликтных ситуациях подростки могут использовать пять основных стратегий поведения – это соперничество, избегание, сотрудничество, компромисс и избегание. Межличностные конфликты могут быть как между двумя подростками, так и между группой людей [Бочкарникова, Николавева, Савченко, 2018].

Межличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными, где конструктивные конфликты приводят к нормальному функционированию и развитию подростков, а деструктивные могут сопровождаться девиантным поведением и приводить к психологическому и физическому насилию. При этом в результате исследования было выявлено, что подростки с девиантным поведением зачастую пользуются высоким признанием и уважением в коллективе, что повышает привлекательность данного поведения [Бочкарникова, Николавева, Савченко, 2018].

Снижение количества деструктивных конфликтов и формирование конструктивного поведения в конфликтных ситуациях – это важнейшая задача школьных психологов и педагогов.

В школьной среде происходит очень много конфликтов. Принять непосредственное участие в каждом из них невозможно и нежелательно, так как подростки должны научиться самостоятельно преодолевать конфликтные ситуации и развивать навыки конструктивного взаимодействия [Сафин, 2019]. Следовательно, профилактика конфликтов и обучение – это основные векторы для работы специалистов.

Профилактика конфликтов и обучение могут происходить в трёх основных направлениях: работа с учителями, работа с подростками и работа с родителями. Профилактическая и образовательная работа может осуществляться в форме массовых мероприятий, развития кружков, секций, а также проведения образовательных и развлекательных встреч с подростками [Розенова, Барсукова, 2020].

Также важным аспектом работы психологов и педагогов является нормализация психологического климата в школьной среде и формирование доверия к ним. Во взаимодействии между сотрудниками и подростками должен преобладать позитивный настрой и его создание – это задача школьных психологов и педагогов [Николаева, Субботина, 2019].

Профилактическая и образовательная работа может способствовать снижению количества проблем, связанных с деструктивным поведением подростков в конфликтах и повышению их психологической грамотности. Эффективная работа школьных психологов и педагогов позволяет обеспечить гармоничное развитие личности подростков, формирование моральных ценностей и социальной компетентности. Для достижения поставленных целей профилактическая и образовательная работа должна носить своевременный, систематичный и непрерывный характер [Николаева, Субботина, 2019].

Список использованных источников.

  1. Бочкарникова Э.Г., Николаева А.А., Савченко И.А. Особенности межличностных конфликтов, вызванных девиантным поведением подростков // Педагогика и просвещение, 2018.
  2. Николаева А.А., Субботина С.Н. Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде // КПЖ, 2019.
  3. Розенова М.И., Барсукова К.Г. Психологические факторы межличностных конфликтов подростков в образовательной среде // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», 2020.
  4. Сафин Д.Д. Конфликты в подростковой среде: причины возникновения и пути решения // Скиф, 2019.