28.10.2021

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дюсембина А.Е.
учитель начальных классов
КГУ «Основная средняя школа села Малика Габдуллина»

Акмолинская область

Статья посвящена изучению развития младшего школьника как субъекта труда во внеурочной деятельности. Нами рассмотрено понятие внеурочной деятельности, периодизации развития человека как субъекта труда, а конкретно младшего школьника.

Ключевые слова: младший школьный возраст, внеурочная деятельность, субъект труда.

Внеурочная деятельность в рамках современной школы определяется как неотъемлемая часть современного образования. В нашем обществе существует проблема организации свободного времени школьников в рамках современного образовательного процесса.

При анализе особенностей построения системы внеурочной деятельности необходимо отметить наличие определенных психических новообразований младших школьников: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.

Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классных, и направленную на достижение запланированных результатов основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является необходимым условием формирования образовательного процесса в школе и определяет основные аспекты развития личности младшего школьника [1, с. 12].

Внеаудиторная работа считается важной, обязательной составляющей образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Непосредственно работа ребенка внеклассной формы, обусловленная их увлечениями и нуждами, гарантирует формирование, развитие и социализацию детей младшего школьного возраста. Заинтересованность средних учебных заведений к решению проблемы внеаудиторной работы разъясняется не только лишь ее включением в учебный план 1-4 классов, однако и новым взглядом в результаты преподавания [2, с. 33].

Имеются разнообразные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из наиболее популярных в психологии считается периодизация, предложенная Е.А. Климовым [3].

Допрофессиональное развитие содержит 4 этапа: этап предыгры (с появления на свет вплоть до 3 лет), этап игры (с 3 вплоть до 6-8 лет), этап освоения учебной деятельностью (с 6-8 вплоть до 11-12 лет), этап оптанта «оптации». Для младшего школьника характерен этап овладения учебной деятельностью. Проанализируем его детальнее. Это этап, когда усиленно формируются функции самоконтроля, самоанализа, возможности составлять план собственной работы. В особенности немаловажно, если школьник без помощи других планирует свое время при выполнении домашнего задания, справляясь со стремлением прогуляться и отдохнуть после школы [3, c. 62].

Внеурочные мероприятия, а кроме того работа обучающихся на уроках ориентированы на результат изучения базового образовательного плана. Однако в главную очередь это достижение индивидуальных и мета-дисциплинарных результатов. Данное устанавливает специфику внеаудиторной работы, на период которой обучающийся не только лишь обязан обучиться как себе вести, чувствовать, принимать решения, а сколько самостоятельно принимать решения, развить функции самоконтроля, самоанализа, возможности составлять план собственной работы. Все без исключения разновидности внеаудиторной работы обязаны быть точно нацелены на результаты обучения [4, с. 102].

Результатом считается прямой результат роли учащегося в деятельности. Эффект – это следствие результата: к чему повергло достижение результата. К примеру, полученные познания, переживаемые эмоции и установки, выполняемые действия формируют человека как личность, содействуют развитию его зоны ответственности, идентичности [5, с. 25].

В таком случае имеется формирование личности ребенка – это результат, что стал вероятен вследствие тому, что несколько субъектов образования (семья, друзья, ближайшее окружение), в том числе и непосредственно школьник, добились собственных результатов.

Разговаривая с ребенком во рамках внешкольной работы, преподаватели фиксируют, что это предоставляет благоприятный навык общения, дает возможность ребятам показать себе независимой, интенсивной, созидательной личностью, расширяет собственные понятия о находящемся вокруг обществе [6, c. 72].

Подобным образом, внеклассная деятельность – это просветительная работа, исполняемая в конфигурациях, отличных от классно-урочных, и нацеленная на результат задуманных результатов изучения главной образовательной программы начального общего образования. Главной конфигурацией деятельности младших школьников считается внеаудиторная работа. Она дает возможность младшему школьнику совершенствовать функции самоконтроля, самоанализа, возможности составлять план собственной работы, а именно таким образом совершается развитие младшего школьника как субъекта труда во внеурочной деятельности.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно–ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации / П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  4. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения /Л.И. Матвеева–М.: Академия, 2015. –265 с.
  5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 2013 – 384 с.
  6. Сластенин В. А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2002.– 405 с.