25.10.2021

Приемы и правила создания обучающего видеоролика в начальной школе

Ботина О. В.

учитель начальных классов

КГУ «Школа-гимназия №1 город Щучинск

отдела образования по Бурабайскому району

управления образования Акмолинскойобласти»

Дистанционное обучение — это новый этап развития сферы казахстанского образования, который вошел в нашу жизнь вместе с пандемией и имеет все шансы закрепиться как отдельная образовательная область.

Современные реалии предполагают новые функциональные навыки учителя. Одним из таких навыков является умение создавать обучающие видеоролики.

Для того, чтобы учебная информация была донесена наиболее эффективно, предлагаю вашему вниманию инструкцию по созданию видео урока.

Прежде всего, определимся с терминологией. 

Видео урок (видео инструкция или скринкаст) – это запись информации с экрана компьютера, обычно сопровождаемая голосовыми комментариями. Видео уроки используются как один из способов обучения и донесения определенной информации и разрабатываются с целью установления в дистанционном обучении взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии, и реализуемое с помощью интернет-ресурсов.

    Теперь разберемся с тем, какие бывают видеоуроки. Обычно выделяют три типа обучающего видео:

  1. Скринкаст — запись с экрана компьютера и закадровым голосом учителя, который комментирует происходящее в видео.
  2. Видеосопровождение или видео с «говорящей головой» — учитель сидит перед камерой и читает текст. Такой формат видео обычно используют в качестве дополнения к презентации PowerPoint, когда нужно прокомментировать слайды.
  3. Видеоурок — короткий обучающий ролик. По формату похож на ТВ-передачу.

Специфика работы учителей начальных классов предполагает дистанционное взаимодействие с учащимися именно посредством видеоуроков.

Безусловно, в настоящее время в интернете, можно найти уже готовые видеоуроки по тем или иным темам, но не всегда они соответствуют конкретной теме урока или занятия. Материал видео ролика может быть дан полнее, чем нужно на определенном этапе обучения или наоборот, дается лишь его малая часть. Платформа Кунделик предлагает видеоуроки, составленные в соответствии со всеми требованиями обновленного содержания образования и очень удобны в использовании, но в то же время они не призваны подменить индивидуальный профессиональный стиль учителя, не замещают его творческий потенциал. В данной ситуации учителю приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал. Поэтому, зная особенности успеваемости своей группы или класса, того материла, который вы проходите, лучше всего не искать видео в интернете, а разрабатывать свои видео файлы.

 Обратите внимание: учителям начальных классов нужно особенно взвешенно подходить к подготовке видеоурока, учитывая возрастные особенности детей. Видеоурок для младших школьников должен быть: насыщенным; активным; интересным, динамичным, т.к. от этого зависит коэффициент его полезного действия!

Рассмотрим приемы и правила создания видеоурока.

Сразу отмечу, что для младших школьников важно видеть лицо своего учителя на экране. Потому что безликий ролик не дает эмоционального отклика, нарушает связь между учеником и учителем.

—Начинать подготовку к записи видеоролика следует с анализа имеющихся у учащихся ресурсов. Пусть родители установят на домашних устройствах необходимые обучающие программы, например, ЛеарнингАппс, Актив студио или актив инспайр и т.д., загрузят ватсап веб, ссылки на электронные учебники и пособия.

—Ссылки на ресурсы урока нужно поместить в видео, в начале урока попросить активировать именно те ресурсы, которые понадобятся сегодня. Обязательно дайте детям четкие инструкции по использованию ресурсов на уроке.

—Второй шаг – составление сценария видеоурока, от этого этапа зависит половина вашего успеха в проведении урока. Хорошо продуманный сценарий позволит структурировать урок, избежать при записи ненужных пауз и междометий, то есть сделать урок более цельным по восприятию и более ценным для ученика.

Итак, сценарий урока составлен, выдержаны все режимные моменты, можно приступать к записи видео.

СОЗДАНИЕ ВИДЕОРОЛИКА

Простой способ создать видеоурок — это записать показ ваших слайдов, то есть использовать режим демонстрации экрана. Но не забывайте, что это довольно быстрый способ утомить ваших учеников, если вы не держите экран активным. Слайды должны быть ЖИВЫМИ. Добавьте больше переходов и анимаций, используйте курсор мыши или режим рисования, чтобы выделить, подчеркнуть что-то важное на слайде.

Стремитесь к созданию коротких и дидактически продуманных видеороликов. Два пятиминутных видеоролика будут просмотрены учениками с гораздо большей вероятностью и полезностью, чем одно десятиминутное видео. 

Видео урок обязательно должен иметь дидактическую направленность, то есть отражать все присущие учебному процессу компоненты:

Во-первых, целеполагание (цели урока должны быть дифференцированы, ориентированы на ученика и практикоориентированы). Важно такжеозвучитьожидаемыерезультаты (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи, сквозная тема и ожидаемые результаты); обязательно проговорите возможность остановить видео в любой момент, повторно просмотреть материал или вернуться к уроку в удобное время.

Для того, чтобы ученик при просмотре обучающего видео мог представить целостную картину видеоурока, целесообразно составить чек-лист урока.

Чек-лист – это алгоритм учебных действий.  Его можно назвать по-разному – карта урока, маршрутный лист, оценочный лист – формулировка не меняет сути. Главное – структурировать учебный материал в удобной для ученика форме. Чек-лист выводится на экран на этапе целеполагания и заполняется по мере продвижения по маршруту урока. Таким образом детям проще осуществлять рефлексию, фиксируя каждый пройденный этап и собственный уровень усвоения материала. На выходе ученик получает продукт: заполненный чек-лист, по которому легко осуществить самооценивание.

Дальше планируете наполнение урока согласно поставленным целям, работаете над новым материалом или закрепляете полученные знания. В любом случае, помните, что видео уроки для младших школьников должны сопровождаться богатым видеорядом.

Здесь тоже нужно уточнить несколько моментов. Видео, взятое с интернет-ресурса, нужно сопроводить строкой с указанием адреса ссылки (видео взято из…). Это важно в плане соблюдения законности в отношении авторских прав.

Второй момент – перед просмотром обязательно нацелить учащихся, задать вопросы по материалу видео. То есть дети должны четко понимать, какую информацию они должны взять из видео, на какие моменты обратить особое внимание. Иначе ребенок может задержать внимание на незначительных деталях, а главного не увидеть. Поэтому еще раз: вопросы задаем довидеопросмотра. И еще! При выборе видео, включаемого в урок, учитываем соответствие предлагаемого к просмотру материала возрасту учащихся.

Формативное оценивание – необходимый компонент любого урока. В рамкахвидеоурокаформативное оценивание можно осуществить посредством модуля онлайн-мектеп на платформе электронного обучения билимленд.кз. Сервис OnlineMektep содержит более 500 000 интерактивных заданий по всем предметам школьной программы. Задания разработаны с учетом адаптивности и персонализации обучения учащихся в соответствии с ГОСО РК.

Учитель может самостоятельно программировать способы осуществления формативного оценивания в форматевидеоурока, например, посредством компьютерной программы LEARNINGAPPS. Данная программа удобна тем, что позволяет учителю самостоятельно программировать задания для учащихся согласно целям урока, а учащимся в занимательной форме проверить свой уровень учебных достижений. Программа имеет доступный интерфейс, многообразие вариаций и проста в использовании. Еще один эффективный вариант проведения формативного оценивания в рамках видеоурока–использование программы Активинспайр, в частности посредством функции экспресс-опроса с использованием воутеров.

Следующий  момент – ограничение по времени. Дети 21 века – это дети интернета. Интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания. Twitter и Instagram приучили человека к коротким информационным порциям. Учитывая это, делаем вывод: обучающее видео должно длиться не более 5 минут, потому что дольше дети просто не удержат внимания и информация уйдет мимо. При составлении плана видео учитывайте интересную статистику Youtube: три критических временных отрезка, в которые необходимо заинтересовать аудиторию:

5 секунд – завлечь

40 секунд – удержать,

3 минуты – побороться, чтобы зритель досмотрел до конца

Уже на этапе составления плана урока можно оценить, насколько длинным получится ролик. Для этого прогоните сценарий через сервис Honomer — по количеству текста он определяет продолжительность будущего видео.

Следующее, о чем нужно задуматься на этапе записи урока– как вы будете комментировать происходящее на экране. Особое внимание стоит уделить четкому, дикторскому изложению материала, т.к. применение словесно–иллюстративного метода изложения материала видеоурока  требует:

  • точного и чёткого формулирования сути изучаемого вопроса;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • логики изложения.

Текст, которым вы будете сопровождать урок, должен быть понятным и простым. Для подстраховки загрузите его в сервис «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как изменить текст, чтобы слушатели легко усваивали информацию.

Перед чистовой записью видео прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи.

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

 Теперь обсудим некоторые моменты чисто технического характера.

В идеальном мире мы должны были бы записывать видео в профессиональной студии. Но в реальности у большинства из нас нет доступа к специальному помещению для записи. Поэтому нужно оптимизировать имеющиеся условия.

—Эффективность видеоурока  во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. Думаю, не только у меня возникли сложности при записи первых  уроков, которые мы в связи с пандемией должны были записывать дома. Я считаю неправильным выходить на связь с учениками на фоне домашней мебели или цветастых обоев. Поэтому место локации  должно на 100% подходить к школьной тематике. Можно, например, записывать урок на фоне книжного шкафа или карты мира и т.д. Решить вопрос с временным фоном можно по-разному, один из способов — изготовить самостоятельно бумажную или тканевую заставку или купить сменный фон. Так называемый сменный фон, или, по-английски, backdrop можно подобрать на «Яндекс. Маркете» или в интернет-магазинах. Backdrop легко установить в квартире. Советы от профессионалов – не выбирать зеленый и белый фон, так как они требуют серьезного подхода к освещению. Лучше всего – нейтральные однотонные тона. Правильное освещение при записи – еще половина успеха. Свет должен быть ярким, но не слепящим.

—Хорошо продумайте внешний образ. Каждому из нас понятно, что стиль должен быть офисным. Из-за неправильно подобранного костюма могут возникнуть сложности и чисто технического характера. Во время съемок лучше отказаться от:

Вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек — будут рябить на экране.

Пестрых костюмов — крикливые цвета режут глаз.

Нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона — рискуете раствориться в кадре.

—Совет:

 При записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.

Проверьте микрофон перед записью, сделайте пробные звуковые дорожки.

Выключите все кондиционеры, офисную технику и уведомления на компьютере — если вы записываете видео на веб-камеру.Снимайте видео за закрытой дверью.

Избегайте пустых комнат, так как звук в таких помещениях отражается от стен и создает ненужное эхо.

Проверьте, не скрипит ли ваш стул.

Выключите все, что звонит и мигает. А еще лучше — унесите эти вещи из комнаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Итак, для того, чтобы сделать видеоурок для младших школьников наиболее эффективным, нужно придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Техническое оформление видеозаписи (фон, свет, внешний вид)
  2. Учитываем возрастные особенности. Та информация, которую содержит обучающий ролик, должна легко улавливаться и быть доступной.
  3. Для обучающего видео важно, чтобы оно получилось не только наполненным информационно, но и динамичным и ярким, чтобы за происходящим на экране было интересно следить младшим школьникам.  
  4. Лицо учителя на экране необходимо для создания эффекта личного контакта. Но не впадайте в крайность. Нельзя обойтись съемками одного только учителя, должны быть и иллюстрации, и подробные объяснения и другие блоки, построенные в определенном логическом порядке.
  5. Анализ ресурсов, четкие инструкции по работе с ресурсами и ссылки на ресурсы урока
  6. Структурирование видеоурока посредством составления сценария и чек-листа урока
  7. Дидактическая направленность (Соблюдение компонентов учебного процесса)
  8. Ограничение по времени
  9. Текстовое сопровождение (простой и понятный текст, оптимальная четкость, громкость, темп речи)
  10. Актуальность использования видеоуроков на данном этапе нашей профессиональной деятельности трудно переоценить. А мы, учителя, всегда отличались мобильностью и умением не только идти в ногу со временем, но и вести за собой учеников!