20.10.2021

Формирование двигательных навыков у борцов вольного стиля и демонстрация их применения в учебном процессе

Калижанов А. С.,

тренер 1 категории по вольной борьбе
Акмолинская область

          В настоящее время в связи с развитием и популярностью спорта в  Казахстане, среди разнообразных спортивных секций значительное число учащихся выбирают секцию вольной борьбы.

          Следует отметить, что технические действия в вольной борьбе, которые оцениваются судейством на тренировке и соревнованиях, демонстрируются в зависимости от овладения занимающимися учащимися знаниями в области данного вида спорта, умением применять приемы и навыки.

          Практическое применение навыков вольной борьбы выполняется лучше и увереннее в том случае, когда навык завершен надежно. Чем больше подходов, тем больше количество выполнений одного и того же приема, броска зависит от условий двигательного действия. Вырабатывается динамический стереотип – своеобразная техника, которая является специфической для спортсменов-борцов. Можно наблюдать за проведением учебной схватки, которую уверенно демонстрирует учащийся-разрядник по вольной борьбе, у которого все движения отработаны и совершенно не занимающийся ранее вольной борьбой учащийся-новичок, у которого еще нет никаких навыков по вольной борьбе.

При правильно построенном учебном процессе по борьбе происходит усвоение приемов по вольной борьбе быстрее и увереннее закрепляются навыки.

В первую очередь нужно словесное объяснение. Необходимо указать на фазы действий, взаимосвязанных между собой их строгое разделение на части. По частям делится любой бросок и выполняется со страховкой для ознакомления. Сразу начинать с броска и приземления нельзя, могут быть травмы и переломы, что грозит большой ответственностью перед родителями за жизнь и здоровье занимающихся учащихся спортом.

Здесь мы отмечаем взаимосвязь между фазами выполнения технического действия в учебной схватке между двумя спортсменами – учащимися. Один из партнеров проводит захват – подход – подъем или отрыв – фаза полета и приземления на ковер. Эта цепочка действий не должна нарушаться. Эти действия повторяются, закрепляются на следующих занятиях и совершенствуются в процессе тренировок.

Первый – предварительное ознакомление с действием, изучается прием или бросок в целом.

Второй – расчлененное выполнение. Здесь отрабатывается содержание действий: структуры приема или броска, правильность, последовательность и техническое выполнение.

Третий – внешнеречевой. На этом этапе все элементы действий представляют форму внешней речи (устной и письменной), проговаривание своих действий и изложение их на бумаге в текстовой или знаковой символической форме.

Четвертый – мысленное выполнение действий и движений с проговариванием их порядка и последовательности.

Пятый – осознанное выполнение приема в динамике с контролем правильности, полноты и последовательности его выполнения. Этот этап – автоматизации навыка.

Переход от одного к другому этапу целесообразен только после того, когда освоение действий выполняется целостно и без ошибок.

Следующий блок занятий направлен на практическую реализацию изученного материала в условиях, максимально приближенных к реальным условиям – это соревнования.

Тренировочный процесс труден и долог все зависит от способностей учеников.

        Методика обучения двигательным действиям подразделяется на методику первоначального освоения, методику углубленного разучивания, методику закрепления и его совершенствования.

        Методика начального обучения технико-тактическим действиям в борьбе обычно захватывает два этапа: на этапе ознакомления ставится задача овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе формирования двигательного умения:

1) овладеть деталями технико-тактических действий в постоянных учебных условиях;

2) овладеть правильным выполнением деталей в целостном тактико-технических действии.

Третий этап относится к спортсменам разрядникам и направлен на формирование двигательного навыка в вариативных условиях и в начальном обучении не осваивается.

В методике обучения технике спортивной борьбы традиционно сложилось три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений. Целостный метод разучивания и метод разучивания по частям в ряде работ объединяют в комбинированный метод, а метод разучивания с помощью подводящих упражнений рассматривается как набор специальных упражнений с партнером.

Для начального обучения важно то, что существуют два пути изучения техники:

1)непосредственное изучение техники с помощью целостного, расчлененного и комбинированного методов обучения;

2) с помощью подводящих упражнений.

      Непосредственное изучение техники борьбы достаточно подробно описано в учебной литературе, а вот разучивание техники с помощью подводящих упражнений не нашло широкого распространения в начальной подготовке борцов. Широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений позволяет постепенно подводить организм занимающихся к овладению сложной техникой спортивной борьбы.

        В методике обучения приемам борьбы на первом году обучения большое место нужно отводить подводящим упражнениям. В подводящие упражнения входят общеразвивающие и специальные. Первые направлены на создание общей физической подготовки и формирование общего фундамента физических качеств и двигательных действий, вторые подготавливают к успешному освоению техники борьбы и формированию функций, необходимых для борьбы. К подводящим упражнениям относятся игры и игровые упражнения, используемые как для общей и специальной физической подготовки, так и для разучивания технико-тактических действий. Непосредственное обучение технике борьбы связано с изучением приемов, защит и контрприемов борьбы. Обучение технико-тактическим действиям начинается с разучивания приема на несопротивляющемся партнере к выполнению приемов в схватке на соревнованиях. Это длительный процесс, включающий в себя облегчение и усложнение выполнения технико-тактических действий в различных условиях и разными спарринг партнерами. Стабильность навыка достигается частым повторением приемов с партнером и простой имитацией приемов, а вариативность навыка с помощью учебных, учебно-тренировочных и тренировочных схваток.

В методике начального обучения не придаётся должного внимания изучению элементов технико-тактических действий (стоек, дистанциям, передвижениям, захватам, освобождениями от захватов, тиснениями, маневрированиями и др. элементарным техническим действиям), и это неслучайно, так как в традиционном подходе главное научить проводить приемы. Приемы являются наиболее эффективным средством достижения победы. Изучение приемов, комбинаций и даже технико-тактических комплексов не дает целенаправленного формирования навыков ведения единоборств, они формируются бессознательно и стихийно.

       Тактические действия, наиболее характерные средства и методы их формирования в спортивной борьбе.

Е.М. Чумаков выделяет следующие методы, используемые при обучении тактике:

1. Метод обобщенных правил, законов, аксиом. Эти правила могут выглядеть так: «Бросай противника в том направлении, куда он передвигается», «Проводи прием в направлении усилий противника» и т.п.

2. Проблемный метод. Он предусматривает экспериментирование и накопление опыта самим занимающимся. При обучении этим методом можно идти двумя путями: накапливать стихийный опыт непосредственно в схватке во время тренировок и соревнований; целенаправленно и правильно ставить эксперименты. Пока в практике обучения больше применяется первый способ.

3. Эвристический метод. Хорошо известно: чем больше опыта у борца, тем вероятнее; что у него хорошо развита интуиция и интуитивно сам находит правильное решение. Для накопления опыта применяются следующие методические приемы:

-фиксация — разбор ситуаций вместе с борцом;

-варьирование — моделирование ситуаций с возможным противником или нахождение тактических решений в определенной ситуации;

-ограничение во времени. Процесс реализации тактического плана можно рассматривать как управление своими действиями в условиях быстрой смены ситуаций.

     Обучение и использование первого метода в основном осуществляется на теоретических занятиях, роль и значение которых весьма важны. Но тренеры больше полагаются на собственный опыт спортсменов. Поэтому как основное средство тактического совершенствования обучающихся выделяется условная схватка. Обуславливая схватки, тренер создает определенную тактическую обстановку и таким образом прививает ученику навыки решения тактических задач в ходе поединка (метод дифференцирования). В дальнейшем они закрепляются в вольных схватках. Специфику тактических задач и их обусловленность каждый преподаватель определяет по-своему, в силу личного опыта. Это связано с тем, что не выявлена тактическая структура поединка в спортивной борьбе.

Что касается второго и третьего метода формирования тактических действий, то их целесообразно применять с борцами высокой квалификации.

          Таким образом, в теории и практике спортивной борьбы сложилась парадоксальная ситуация: борцов обучают технике борьбы и не обучают по каким тактическим закономерностям проходит противоборство, т.е. сама борьба. Считается, а это видно из мнений ведущих специалистов, что обучающиеся сами поймут и освоят эти закономерности в учебных и соревновательных схватках. Но данный процесс освоения, протекая методом проб и ошибок, характеризуется большой длительностью и хаотичностью усвоения тактических умений и навыков, а главное далеко не всегда обеспечивает их правильное формирование.
        На основании проведенного анализа следует заключить, что занятия вольной борьбой среди учащихся требует определенных спортивных навыков, большой физической отдачи, ежедневных тренировок и только в этом случае учащийся-спортсмен может достичь определенных спортивных результатов на соревнованиях.

Литература.

1. Абрамов, А.А. Методический подход совершенствования специальных скоростно-силовых способностей борцов вольного стиля высокой квалификации / А.А. Абрамов // Оптимизация структуры тренировочного процесса квалифицированных спортсменов. — Алма-Ата, 1991

2. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / Б.А. Подливаев [и др.]. — М.: Советский спорт, 2003.

3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985.