14.10.2021

Дополнительное образование — образование через успех.

Инклюзивная практика.

Сухопарова И. В.,

педагог дополнительного образования

ЦДЮТ «Арман» г.Щучинск,

секция «Гимнастика»

Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок,

 не нужно насильно развёртывать лепестки,

а нужно создать условия, при которых

 он сам распуститься

Л.Толстой

С чего начать работу, которая способствует развитию ребенка с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование в сфере дополнительного  образования детей строится, развивается на педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении 13 лет Центр детско-юношеского творчества «Арман» города Щучинска работает с достаточно сложной категорией воспитанников — детьми с особыми образовательными потребностями. Стараемся реализовать инклюзивное образование в различных направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени в физкультурно — спортивной и художественной.

Сегодня я поделюсь с Вами опытом с чего начать работу, которая способствует развитию ребенка с особыми образовательными потребностями.

Программа  «Лечебно – оздоровительная физическая культура» была адаптирована и разработана индивидуально для детей, занимающихся в моём кружке. Направленность моей программы: оздоровительно-реабилитационная. Цель программы: Всестороннее развитие личности, обеспечение комплексного подхода к развитию у детей моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствами лечебно-оздоровительной физической культурой.

Составляя программу, необходимо учитывать, что в данную программу могут быть внесены изменения в содержание, формы и методы организации образовательной деятельности.

В структуре занятия вводная и заключительная часть может превышать по времени основную часть. Тема запланированных занятий может меняться из-за состояния детей (нервозность, вялость, агрессивность). В настоящее время в кружок «Лечебно – оздоровительная физическая культура»  ходят 16 воспитанников. Воспитанники кружка имеют различные заболевания. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. 70% заболеваний у детей с особыми возможностями приходится на ДЦП (4 ученика).

Занятия в группах «Лечебно – оздоровительная физическая культура»   — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

В лечебной физической культуре физические нагрузки используются в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребёнка, уровне его физического развития, рекомендациях врача и о состоянии его двигательных навыков и умений. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме 1 раз в неделю, продолжительностью 1,5 часа. В структуре занятия вводная и заключительная часть может превышать по времени основную часть. Все упражнения проводятся в медленном или среднем темпе и при этом многократно повторяются, упражнения на дыхание чередуются с физическими упражнениями.

С целью активизации детей использую информационно ­коммуникационные средства, часто показываю ребятам видеоролики, слайдовые презентации, включаю музыкальное сопровождение.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся, включая детей с особыми образовательными потребностями, в полном объеме участвовать в жизни коллектива.

Рекомендую для проведения занятий с оздоровительной направленностью, необходимо соблюдать ряд методических правил: постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, разнообразие применяемых средств, систематичность занятий.

 В завершении хочу сказать,  не надо бояться начинать работу, просто необходимо начать. И вы увидите искрящиеся глаза детей. И все встанет на свои места.