14.10.2021

О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПОРТИВНОЙ РАБОТЕ

У.С. Малдыбаев,

 ст.преподаватель кафедры творчества и спорта,

магистр, докторант PhD МУПВО,

 Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова, Казахстан

Н.М. Стукаленко,

доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РК, МАИН,

Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова, Казахстан

Аннотация. В статье раскрываются вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Обоснована роль водных видов спорта для укрепления здоровья и иммунитета в нынешних условиях пандемии и профилактики коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: физическая культура и спорт,профессиональная подготовка специалистов в области спорта.

Анализ современного состояния физической культуры и спорта показывает, что физическая культура и многие виды спорта достигли такой стадии своего развития и популярности в обществе, что сегодня важная роль в повышении уровня спортивных результатов отводится новейшим приемам, основанным на научно-методических изысканиях тренеров-педагогов, и передовым подходам, базирующимся на современных психолого-педагогических концепциях физического образования [1]. В настоящее время одной из важнейших проблем является гармоничное развитие человека, его здоровье и устойчивый иммунитет. Физическая культура совместно с различными видами спорта способна решить эту важнейшую проблему.

Многие современные виды спорта способствуют укреплению здоровья и физическому развитию. Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы детям и взрослым в их повседневной жизни. Несомненно, новые бассейны и новейшие достижения в создании лучших условий для тренировок и соревнований по водным видам спорта способствуют улучшению результатов этих направлений спортивного развития [2]. Но кроме этого, важным фактором является подготовка на высоком профессиональном уровне учителя физической культуры, готового к педагогической деятельности в области физической культуры и водных видов спорта. Поэтому современный учитель физической культуры должен иметь высокий уровень профессиональных компетенций по данному спортивному направлению [3].

Состояние физической культуры и уровень достижений по водным видам спорта, современные показатели плавания как одного из самых популярных видов спорта в мире показывают, что учителя физической культуры должны обогатить свои теоретические и практические знания, чтобы активно участвовать в развитии этого спортивного направления в Казахстане. Безусловно, недопустимо отставание от международных стандартов, для этого необходимо совершенствовать не только спортивную материально-техническую базу, которая должна отвечать действующим на сегодняшний день высочайшим мировым требованиям, но и повышать уровень профессионализма учителей физической культуры в организации работы по водным видам спорта [4]. Современный учитель физической культуры должен владеть профессиональными компетенциями для организации педагогической деятельности по обучению учащихся плаванию и водным видам спорта [5].

Особую актуальность проблеме исследования придает то, что в нынешних условиях пандемии, связанной с коронавирусной инфекцией, это имеет огромное значение. Кроме этого, очень важно оздоровительное значение плавания, способствующее укреплению иммунитета, ведь правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств. Регулярные занятия плаванием и водными видами спорта положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Из-за взвешенного состояния в воде относительная невесомость тела и горизонтальное положение раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов, к тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание. При правильном проведении занятий повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких, поэтому плавание очень полезно для людей с ослабленным здоровьем и положительно влияет на состояние центральной нервной системы. Также систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.

Таким образом, профессиональное образование учителей физической культуры напрямую связано с развитием физической культуры и спортивной подготовкой подрастающего поколения. В данной сфере важнейшую роль играет учитель физической культуры, которой должен владеть в полной мере всеми профессиональными компетенциями, необходимыми для эффективной спортивной работы. Важнейшей задачей подготовки будущих учителей физической культуры в вузах страны должно стать, в первую очередь, совершенствование их профессиональных компетенций для качественной работы в области физического и спортивного образования.

Литература

  1. Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. — СПб., 2019. — С.18-20.
  2. Алексеев К.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: ФиС, 2018. — 223 с.
  3. Бальсевич В.А. Физическая культура для всех и для каждого.  — М., 2019. — С.1-5.
  4. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. — М., 2017. — С.7-14.
  5. Габдулин Р.А. Физическая культура и спорт в Казахстане. – Астана, 2016. – 120 с.