15.09.2021

Робототехника как основа формирования функциональной грамотности школьников

Жунусова Р. Б.
учитель начальных классов 
Акмолинская область
Аршалынский район
село Константиновка 

В одном из посланий народу Глава государства выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкуретноспособным государством, мы должны стать  высокообразованной нацией. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

 Таким образом, формируется благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества- роботехники. 

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, что значительно повышает ее эффективность и способствует всестороннему развитию интеллектуальной эмоциональной и функциональной грамотности учащихся на уроке.

Что же означает понятие «функциональная грамотность»?

Термин «функциональная грамотность»  был введён в 1957 году ЮНЕСКО.

Функциональная грамотность ( англ. Functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция ф\г основывается в настоящее время, во время инновационных технологий на робототехнике.

Что же собой представляет робототехника?

Робототехника – это наука, которая изучает проектирование и использование автоматизированных технологических систем.

Существует значительное количество ключевых компетенций, однако мы ограничимся рассмотрением четырехэлементного пути в робототехнике, основанного на грамотности учащихся:

коммуникативная компетентность-готовность общаться с другими людьми, делиться информацией;

информационная компетентность — готовность работать с информацией в технических условиях;

проблемная компетенция-готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

Робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничеству укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет находить решения без потери уважения среди сверстников.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

Целью внедрения робототехники во внеурочную деятельность школы является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности: интеллектуального развития, удовлетворения интересов, способностей и дарований обучающихся, их самообразования, профессионального самоопределения.

Основные направления деятельности детских коллективов в области робототехники: коллективные — генерация идей-разработка моделей и планирование их проектирования; конструирование конструкций; создание и настройка программ; подготовка и участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, мероприятиях различного уровня.

Для развития инженерного воображения и творческого мышления учащихся работа с базовыми моделями всегда включает в себя обновленные задания, которые обычно отражают функцию, которую учащиеся определили во время «мозгового штурма» и которую изначально не планировали составители наборов.  Часто в повышении функциональной грамотности хорошо помогает внеклассная работа. Это не ограничивается временем урока, а, в свою очередь, дает ученикам свободу.

Среди форм организации внеклассной робототехники можно выделить:

● Практикум

● Консультирование

● Ролевая игра

● Гонки

● Выставка

● Исследование

Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:

1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).

3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.п.).

4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Сказать!! Основной метод, который используется при изучении робототехники — это метод проектов. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

На занятиях учителя используют методы проектной работы. Разработка механизмов сопровождается постановкой задачи, обсуждения, разработки плана работы. Особое внимание педагоги уделяют защите проектов. 

Уникальностью проектов на основе робототехнических комплексов является то, что построение моделей устройств позволяет ученику постигать взаимосвязь между различными областями знаний, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество.

Для стимулирования учащихся организуются соревнования роботов внутри школы. Ради победы в соревнованиях у детей возникает стимул изучить и более сложные темы, такие как логика, или более сложный язык программирования робота.

      Знания и умения учащихся, освоивших содержание образования, направленного на формирование функциональной грамотности учащихся, обеспечивают умение использовать в жизненных ситуациях, умение работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, умение высказывать свои предположения и проводить исследования, обосновывать свои мысли; использовать умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

       Обучение должно быть эффективным и проходить под неусыпным надзором грамотного преподавателя с хорошей профессиональной подготовкой, который сможет учесть и возрастные, и умственные способности каждого ребенка. Нужно понимать, что робототехника дает детям возможность расширить пространство для развития своей творческой и познавательной активности, реализовать свои лучшие качества и способности, стать возможным стартом в будущей взрослой профессиональной деятельности.