26.08.2021

«Как правильно спрашивать и отвечать»

Танкубаева Л. К

Жанайдарова Г. Б.

учителя домашнего обучения

КГУ «Специальной школы-интерната №1»

г.Кокшетау Акмолинская область

Жизненная практика показывает, что не все могут правильно задавать вопросы. Соответственно, от неправильного вопроса будет искажен ответ.

         Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

         Хорошо поставленный вопрос – тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

         Чтобы спрашивать, необходима смелость. Нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы – в его интересах.

         Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета. Цель диалога, который всегда строится по схеме: вопрос – ответ сводится к анализу какой-либо проблемы.

         Важно помнить, что от правильно поставленного вопроса зависит получение правильного и точного ответа

         Немецкий философ Иммануил Кант писал: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

         Открытые вопросы – это вопросы, на которые невозможно ответить односложно. Они нацелены на получение от собеседника развернутой информации и, как правило, начинаются со слов: Что, как, когда, сколько и тд .

Преимущества открытых вопросов:

— побуждают собеседника отвечать

— стимулируют думать, анализировать, выдвигать новые идеи

— дают возможность открыто высказывать собственное мнение

Недостатки открытых вопросов:

— могут спровоцировать развернутый и подробный ответ, что не всегда приемлемо в условиях ограниченного времени

Иногда открытые вопросы дают собеседнику возможность уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию, ввести вас в заблуждение, и даже увести разговор в сторону от обсуждаемой темы

Например: Как вас представить?

Открытые вопросы:

  1. Какие впечатления вы ожидаете от предстоящего учебного года?
  2. Какие впечатления у вас остались после проведенного отпуска?
  3. Когда вы будете готовы предоставить КТП?
  4. Почему вы решили выбрать именно эту профессию?
  5. Как вы думаете, когда закончится пандемия?

Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен 2- мя словами: Да или Нет. Они существенно сужают у него пространство для маневра. Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.

Закрытые вопросы:

  1. вас устраивает мое предложение?
  2. вам нравится моя идея?
  3. вам необходима дополнительная информация?
  4. вам нравится работать с данным учителем?
  5. вы хотели бы увеличения заработной платы?

Альтернативные вопросы – предоставляют так называемый выбор без выбора и предполагают несколько (обычно 2) возможных вариантов ответа, каждый из которых нас устраивает. Напр:

  1. Для вас является более интересной поездка  в Тайланд или Египет?
  2. Мы с вами встретимся в понедельник или четверг?
  3. вам удобна доставка утром или вечером?
  4. Какая марка телефона вам нравится Самсунг или ЛЖ?
  5. Когда вас записать на прием – до обеда или после?

Когда вы задаете своему собеседнику альтернативные вопросы, у вас нет никаких гарантий, что он станет довольствоваться предоставленным выбором и не предложат в ответ третий , не устраивающий уже вас вариант

Например:

  1. Мне перезвонить вам в первой или во  второй половине дня (ночью
  2. вы будете оплачивать наличными или картой (лучше за ваш счет;  приму в подарок )

Наводящие вопросы заведомо построены таким образом, чтобы ваш собеседник при ответе на них соглашался с озвучиваемым вами утверждением. Обычно предпринимаются попытки несколько его завуалировать, чтобы собеседник не понял, что на него давят.

         Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в себя слова: конечно, безусловно, однозначно, тоже также, наверняка

Например:

  1. вы конечно согласитесь, что в нашей школе дружный коллектив?
  2. вы наверняка хотите, чтобы подняли зарплату?
  3. вы безусловно стремитесь к повышению квалификации?
  4. вы однозначно согласны со мной работать?
  5. вы тоже купите малину?

Уточняющие вопросы или как их еще называют, полуоткрытые вопросы предполагают, что собеседник будет давать краткие и лаконичные ответы. Их следует задавать только в том случае, если вы упустили или не допоняли что-либо из сказанного собеседником или у вас возникли сомнения, понимает ли он вас.

         Уточняющие вопросы включают в себя следующие слова и выражения: «Правильно ли я понимаю», «Таким образом , вы хотите сказать…», «вы имеете в виду….», «вы  считаете…», «Иными словами вы полагаете…»

  Примеры уточняющих вопросов:

  1. Иными словами, вы предпочли бы поехать в Лапландию? Я вас правильно понял?
  2. Правильно ли я понимаю, что вас интересует уровень сервисного обслуживания?
  3. Какие напитки вы обычно предпочитаете?
  4. То есть вы говорите, что успеваете на поезд?
  5. Я могу ошибаться, но, по- моему, вы упомянули знаменитого композитора?

Информация о правильной формулировке вопроса

Психологи советуют не использовать в разговоре негативную частицу НЕ

1. Работа с залом

  1. вы не хотите испытывать в конце дня усталость?
  2. вы не хотите болеть?
  3. вы не желаете заниматься спортом?
  4. вы не хотите расслабиться?
  5. вы не хотите высказаться?

 Приглашаются 2 команды по 5 чел. Первой команде предстоит встреча с инопланетянами, второй команде – с жирафом. Задание: придумать и задать 5 вопросов своим собеседникам.