19.08.2021

Cоциально – психологическая адаптация студентов 1 курса в условиях образовательного процесса

Кудабаева И.И.

педагог – психолог

ГККП «Строительно – технологический колледж,

г. Кокшетау, Акмолинской области

«Приспосабливаться к новому нужно поскорее, поскольку, не приспособившись вовремя, вы рискуете не приспособится вообще!»

Спенсер Джонсон

Цель: обеспечение успешной социально-психологической адаптации подростков к условиям в образовательном учреждении.

Задачи:

Повысить приспособление  подростков 1 курса  исходя из социального опыта,  его возможностей и психического состояния.

Формировать позитивное отношение подростка к самому себе, к социуму в  настоящем  и будущем времени.

Обучить методам снятия эмоционального  напряжения. 

На ряду со всеми учебными заведениями, строительно – технологический колледж встречает подростков, которые поступают из разных школ города, области и становятся важным составляющим учебного заведения.

Организационно психолого-педагогическая и социальная работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию в колледже начинается еще на этапе школьного обучения (с 14-16 лет) – это обучение построения собственной карьеры. С этой целью школьники со всех школ посещают учебное заведения, где для них проводятся «Дни открытых дверей», «Мастер — классы», родительские собрания, посещение предприятий. Уже на этом этапе у школьников появляется интерес к выбранному учебному заведению.

Мы все знаем и понимаем, что переход из школы в колледж-это момент, меняющий жизнь многих подростков. И не каждый может быстро приспособиться в новом коллективе к новым условиям. Все по-разному переживают этот период. Поэтому для того, чтобы успешно приспособится и безболезненно пережить этот этап, в колледже проводится определенная работа в данном направлении.  Адаптация студентов в группе, а также в новом образовательном учреждении — является важным направлением в работе всего педагогического состава, в том числе мастеров производственного обучения, кураторов групп, педагога психолога, социального – педагога.

Что же такое адаптация и с чем она связанна? Давайте дадим определение этому слову. Адаптация от латинского adapto «приспособляю» — приспособление, способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Цель адаптационного периода –помощь подросткам познакомится друг с другом, с руководителями группы, с педагогами, с новыми условиями в обучении.

Первокурсник, он же бывший ученик, приобретают значимую роль — роль студента. Можно сказать, что адаптационный период у каждого проходит по–разному, некоторые подростки длительно приспосабливаются ко всему новому, как например для других приспособления не заставит долго ждать. Но в любом случае, подростки пытаются побыстрее освоиться и показать свое отношение к сверстникам, одногруппникам, преподавателям и др. Немаловажную роль в процессе адаптации играет формирование группы.  Но опять же в каждой группе это проходит по-разному, самое главное, чтобы они понимали для чего они все здесь и с какой целью пришли.

На каждом этапе своей жизни — это не первая адаптация для каждого студента, и конечно же в момент адаптации у них происходит смена деятельности и окружения, их внутренние установки могут сильно меняться.

Студенты осваивают новые социальные роли, это можно связать с выбором профессии, идет процесс восприятия себя и других. Успешное приспособления каждого первокурсника в учебном заведении влияет на дальнейшее развитие его как личности, так и профессионала в будущем. Особую роль отводится в это время именно студентам, которые пришли после девятого класса.

Целью педагогического коллектива является – создание необходимых условий, для быстрого и успешного приспособления;

  1. выявление особенностей социально-психологического приспособления студентов 1 курса к обучению в учебном заведении, в том числе лиц с ООП (особыми образовательными потребностями);
  2.  разработка рекомендаций для педагогов, мастеров производственного обучения, родителей и студентов, которые могут повлиять на улучшение процесса адаптации;
  3. проведение анкетирования согласно годового плана педагога психолога;
  4. изучение общего психологического климата первого курса;
  5. создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в учебном процессе и дополнительного пространства для самореализации во вне учебного времени;
  6. посещение теоретических занятий педагога психолога, социального педагога с целью выявление подростков, которые имеют трудности общения в группе, психологического развития.

Для того чтобы студенты — первокурсники не чувствовали себя тревожно, в колледже работает социально – психологическая служба, в составе психолога, социального – педагога, медицинского работника. Своевременно оказывается необходимая помощь, чтобы подростки не испытывали страх, тревогу, чувствовали себя более уверенно. Ежегодно с целью выявления уровня адаптации проводится анкетирование, со студентами 1 курса, в том числе с лицами ООП по методике К.Рождерса и Р.Даймонда на уровень социальной психологической адаптации. Дважды в год студенты проходят по данной методике тестирование, с целью получения результата от проведённой работы, направленной на успешное приспособление.

[1, стр.457]

По результатам анкетирования можно сказать, что ежегодно уровень приспособления в условиях образовательного процесса в колледже растет.

Результаты адаптации  на начало учебного года:

2017-2018 учебный год – всего опрошено -245 студента, из них — 31 имеют трудности в адаптации.

2018-2019 учебный год – всего опрошено – 215 студентов, из них- 26 трудности в адаптации.

2019-2020 учебный год – всего опрошено -205 студента, из них — 17 имеют трудности в адаптации.

Результаты адаптации  на конец учебного  года:

2017-2018 учебный год – всего опрошено -240 студентов, из них -12 имеют трудности в адаптации.

2018-2019 учебный год – всего опрошено – 215 студентов, из них- 9 трудности в адаптации.

2019-2020 учебный год – всего опрошено -205 студента, из них 7 трудности в адаптации. [2]

После выявления, эти студенты вносятся в группу психологического сопровождения, где проводится индивидуальная коррекционная работа, с применением различных методик, согласно возрастной категории.

После результатов исследования анкетирования заполняется протокол для каждой группы в отдельности и озвучиваются на методическом объединение. Так же даются рекомендации в виде памяток.

Но на этом изучение личности каждого подростка не заканчивается. Используется метод наблюдения, как на занятиях, так и во внеурочное время. Проводятся индивидуальные беседы со студентами, с мастером производственного обучения, куратором групп, родителями, законными представителями. Каждый мастер производственного обучения ведет дневник педагогического наблюдения, где заполняется индивидуальная психологическая характеристика, особенности развития, социальный паспорт семьи. Данная информация ведется и дополняется в течении всего срока обучения.

 После того как получены индивидуальные сведения, по необходимости ведется психокорекционная работа. Психологом создаются условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на их особые образовательные потребности, психологические развития. Преимуществом в работе психолога остается арттерапия, психологические тренинги. В основном мы получаем более подробную информацию об индивидуальных особенностях подростка именно через игровую деятельность и арттерапию.

 Способность к адаптации — важная часть выживания. Если задача кажется непреодолимой, попробуй подойти к ней, с другой стороны.

Психологический тренинг — это метод активного обучение, направленный на приобретение знаний, умений, навыков и социальных установок. Именно психологическое занятие является более действенным способом, который решает многие трудности первокурсников и выполняют всевозможные   функции:

  • диагностическая функция — определение проблемных зон, которым требует определенного развития или коррекции,
  • обучающая функция — передача накопленного опыта, знаний, навыков, моделей поведения и установок
  • командообразующая функция — проходя совместное обучение, подростки, как правило, начинают чувствовать свою и коллективную значимость,
  • психотерапевтическая функция – является хорошим показателем работы тренера и участников группы.

Поэтому кураторам групп совместно с педагогом психологом предлагается проведение тренинговых занятий, которые благоприятно влияют и объединяют группу.

Таким образом, повышается так же самооценка, уверенность, значимость подростка. Постепенно через психологические занятия у студентов развиваются коммуникативные навыки, взаимодействие в новых условиях с окружающими. Ведь подросток, у которого нет проблем с общением, развивается полноценно во многих направлениях.

Тренинги — это не единственный способ для быстрого приспособления подростка. Так же в нашем колледже используются такие формы работы:

  1. Кураторский час согласно плана куратора группы;
  2. Групповая беседа;
  3. Индивидуальная беседа;
  4. Акции;
  5. Ролевые игры;
  6. Презентации, обсуждения;
  7. Посещение культурно – массовых мероприятий (музеи, театры, дома культуры, базы практик профессиональной направленности и др.)
  8. Факультативные занятия по профессиональной направленности.

После того как все перечисленные мероприятия реализуются, студент должен знать:

 ‒ эффективные способы и методы межличностного взаимодействия, развивать свой внутренний мир;

‒ развивать навыки конструктивных способов общения, понимать друг друга;

‒ сформировать сплоченную команду в группе, основанную на доверительных отношениях друг с другом.

Но также необходимо понимать и помнить, что приспособление 1 курса идет по порядку. Можно точно сказать, что имеет место быть тому, что возникают трудности адаптации в учебном заведении. Из опыта работы встречались такие проблемы как:

  • Недостаточная мотивация к выбранному профессиональному профилю;
  • Условия и распорядок учебного процесса;
  • Не знание и не умение распределить свой тайм-менеджмент;
  • Боязнь выступления на публику т.е. перед одногруппникам, преподавателями;
  • Социально – экономические проблемы у иногородних студентов (родители не могут материально обеспечить своего ребенка);
  • Отсутствие эмоциональной поддержки от родных и близких
  •  Длительная разлука с родными, близкими;

Зная жизненные цели и интересы подростка, его уровень требований и самооценки; умение сознательно регулировать свое поведение— это ключ для успешной адаптации к условиям обучения в колледже.

Если, например, ранее со стороны родителей был постоянный контроль, а здесь они могут позволить себе расслабиться, это приводит к тому что студент не может организовать свое учебное и личное время и в итоге иметь проблемы на экзаменационной сессии. В случае чего могут быть отчислены из стен учебного заведения. Поэтому все перечисленные ранее методы работы, способствуют оптимально адаптироваться в новом коллективе, усваивать учебную деятельность, и самое главное развить личность студента, его познавательную и интеллектуальную сторону. Чтобы избежать трудности в адаптации и социализации подростка в колледже со стороны педагога психолога и социального педагога обеспечивается социально – психологическая поддержка как руководителей групп, так и студентов. Работа в данном направлении продолжается в течении всего учебного года по средствам применения различных методов работы.

В заключении можно сказать:

  • Адаптация к обучению в колледже, это одна из актуальных проблем учебного заведения.  Известны такие факты, когда студенты бросают учёбу, так как не могут, справится с проблемами в адаптации.
  • Перед каждым студеном 1 курса возникают задачи, для того чтобы освоить, совсем незнакомые для него правила, новый вид деятельности, новых преподавателей, студентов.
  • Быстрое привыкание и усвоение новой среды каждого подростка, влияет на успешность и эффективность обучения в колледже.  
  • Социально — психологический курс тренинговых занятий дает возможность каждому социализироваться и чувствовать свою значимость в социуме.
  • Благодаря таким занятиям, подросток приобретает определенные знания, умения, навыки, готовность принимать решения, развивать свой творческий потенциал. Путем проб и ошибок приобретают наши студенты жизненный опыт.

Используемая литература:

  1. «Подросток: социальная адаптация».  В.Казанская.
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Д.Я.Райгородский.
  3. Адаптационный тренинг для первокурсников психологических и педагогических факультетов. Морозова Т.Ю., Ступницкая М.А.
  4. Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».