21.06.2021

Причины отклоняющегося поведения детей с особыми образовательными потребностями

Грицай И. В., магистрант КУ им. А. Мырзахметова

Лепешев Д. В., кандидат педагогических наук, профессор

Акмолинская область г. Кокшетау

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями — является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Большое внимание  уделяется процессу выявления проблем и коррекции поведения детей с ООП. В связи с этим нами было проведено исследование поведения дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Исследование включает проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента с детьми дошкольного возраста, в том числе и с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Исследование проводилось на базе Центра помощи детям с ООП в три этапа.

На первом этапе были подобраны методики исследования, поставлены основные цели и задачи. На втором этапе было проведено само экспериментальное исследование. На третьем этапе был проведен формирующий эксперимент и проведен контрольный срез полученных результатов.

Этапы исследования:

1 этап — подготовительный. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик.

2  этап — диагностический. На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений, отклоняющее поведения у детей дошкольного возраста.

3  этап — анализ и интерпретация полученных данных. Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.

При выборе диагностических методик предпочтительными оказались проективные методики, что обусловлено возрастными особенностями исследуемых детей. Для выявления детей с выраженным отклоняющим поведением использовалась методика «Кактус» М.А. Панфиловой и «Крокодилы» Кудряхов Ю.Н., Голубев В.П.

Для того, чтобы провести исследование было подобрано 20 детей в возрасте 5-6 лет. Выборка включила 20 детей старшего дошкольного возраста, в том числе 10 детей с особыми образовательными потребностями, это дети с нарушениями зрения, с нарушениями речи, 10 детей с проблемами поведения, которые проявляются в межличностных конфликтах. В Экспериментальной группе 10 детей: 5 мальчиков и 5 девочек, в контрольной группе 10 детей: 5 девочек, 5 мальчиков.

Таблица 1. — Среднее значение параметров отклоняющегося поведения детей

 контрольная группаЭкспериментальная
Агрессия1.421,91
Импульсивность0,630,73
Эгоцентризм0,370,36
Зависимость00,09
Демонстративность0,320,27
Скрытность0,320
Оптимизм0,320,27
Тревога0.681,27
Экстравертированность3.001,82
Интровертированность0.420,64
Стремление к домашней защите0.630,36
Стремление к одиночеству0.370,45

Таблица 2. — Сравнительные данные уровня отклоняющее поведения по тесту «Кактус», в %

 ВысокийНизкий
Экспериментальная5050
Контрольная1090

Данное распределение приведем на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительные данные уровня отклоняющее поведения по тесту «кактус» в %

Исходя из данных, дети получили высокий балл по параметрам: агрессия и тревога, экстравертированность;

—   средний балл по параметрам: интровертированность, стремление к одиночеству, импульсивность;

—   низкий балл по параметрам: эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, оптимизм, стремление к домашней защите.

То есть дети не стремятся получить домашнюю защиту. Для них свойственна скрытность, также нет проявлений оптимизма. Они умеренно интровертированы, чувствуют одиночество, импульсивны в своих проявлениях. Ярко выражены состояния тревоги и отклоняющее поведения при общей экстравертированности.

Дети контрольной группы получили:

— высокий балл по параметрам: экстравертированность;

— средний балл по параметрам: отклоняющее поведения, стремление к домашней защите, импульсивность;

— низкий балл по параметрам: тревога, интровертированность, стремление к одиночеству, эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, оптимизм.

В целом можно видеть, что для детей контрольной группы не свойственна центрация на себе и уход от взаимодействия; они не склонны привлекать к себе повышенное внимание, их поведение не является зависимым, но при этом и нет ярко выраженного оптимизма. Эти дети умеренно стремятся получать защиту родных и близкий, у них средний уровень тревоги (что подтверждает результаты предыдущей главы), агрессии и импульсивности. Высоким показателей является экстравертированность — очень сильная ориентация на внешнее взаимодействие.

Таким образом, полученные различия говорят о более благополучном эмоциональном состоянии детей контрольной группы. И хотя у детей есть общие характеристики (высокий балл по параметру экстравертированность; низкий балл по параметрам эгоцентризм, зависимость, демонстративность, скрытность, оптимизм), высокий уровень отклоняющее поведения, тревоги и импульсивности детей препятствует в использовании имеющегося ресурса для построения успешной коммуникации.

Список литературы:

1 Закон Республики Казахстан «Об образовании». //«Казахстанская правда, 15 августа 2007. – С. 9-11.

2 «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», утвержденные Приказом МОН РК (№524 от 12.12.2011 г.) http://online.zakon.kz/

3 Лепешев Д.В. Пути развития инклюзивного образования. //Педагогика и психология: Научно-методический журнал. – Алматы, — 2014. — №3. – С.26

4 Елисеева И.Г., Чумакова О.Ф. Профессиональное сопровождение педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации, «Алматы», — 2015. — 56 с.

5 Айдарбекова А.А. Ермекбаева Л.Х. Дербисалова Г.С. Самигулина З.Р. Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивной (интегрированной) среде. Методические рекомендации. «Алматы», — 2015. — 59 с.

6 Вингловская Н. С. Особенности формирования инклюзивной культуры будущих учителей. // Сб. Международноц научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт». – Астана: «НАО им Ы. Алтынсарина», — 2018. – С. 112-121.