18.06.2021

Дизайн-мышление как способ решения жизненных задач

Каскенова З. Е.

магистрант 2 курса  кафедры «Педагогики и психологии»,

Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

г.Кокшетау Акмолинская область

Введение

Международный индекс счастья  (Happy Planet Index) является отражением благосостояния людей, окружающей среды среди разных стран мира. С 2006 года Индекс счастья, предложенный Фондом новой экономики проводит ежегодный мониторинг «действительного» благосостояния наций. Так, среди  143 стран мира Казахстан находится на 91 месте с индексом счастья 38,5, тогда как высший ИС определялся в 2009 г.  следующим образом:  Коста-Рике (76,1), Доминиканская республика (71,8) и Ямайка (70,1), в 2012 году Коста –Рика снова на 1 месте с ИС 64,0, на 2 и 3 местах Вьетнам и Колумбия. 2020 год стал важным при измерении Индекса счастья для всех стран мира потому, что в отчете World Happiness Report – 2020 представлены цифры до и после коронавируса, так, в числе самых счастливых стали жители стран Финляндии, Дании, Швейцарии, всего 10 счастливых стран. В списках счастливых стран до коронавируса, Казахстан занял 50 строчку среди 153 стран, оставив позади себя такие страны как Эстония, Венгрия, Таиланд, Аргентина, Португалия, Ямайка, которая в 2020 году спустилась на 60 место. Какова основная задача выявления ИС для стран мира? Фонд новой экономики считает, что счастье зависит от благосостояния, образования, уровня здравоохранения и социальной защиты и что особенно важно, где существует меньшее неравенство. Как видим, чтобы человек был счастливым, необходимо быть образованным. Образование, как известно, это, прежде всего система, которая является процессом, демонстрирующим структуру и особенности его развития. В педагогической науке рассматривают 5 важных целей образования: 1) формирование знаний и развитие способностей и умений, которые дают возможность человеку быть стойким, упорным, встречая жизненные трудности; 2) становление характера и ответственности человека в тех жизненных ситуациях, когда необходимо приспосабливаться к условиям общественной, социальной и природной среды; 3) наличие необходимых средств и форм для реализации личностного и профессионального роста; 4) усвоение знаний, опыта, которые необходимы для развития личной свободы и автономии; 5) формирование средств и условий для развития творческой активности и становления морально-нравственных норм [1]. Все вышеперечисленные цели как нельзя кстати ложатся в тематику конкурентоспособности выпускника высшего и послевузовского образования. В системе подготовки студентов в высшем учебном заведении немаловажным является применение различных технологий, методов и приемов для того, чтобы совершенствовать прикладные навыки обучающихся бакалавриата.

Основная часть

Пандемия, которая прочно вошла в нашу жизнь и стала диктовать свои правила, это в первую очередь, касается вопросов качественного образования. Внезапный переход на дистанционное обучение поставил много вопросов не только перед преподавателями и обучаемыми, но и перед всей системой высшего образования. Как сделать дистанционное образование более привлекательным в период карантина, как увлекать и дальше обучаемых новыми дисциплинами, и что самое главное, что необходимо предпринять для того, чтобы студент не потерял интерес к своей будущей профессии и понимал, что знания, умения и навыки в профессиональной деятельности будут необходимы. Как известно, всеобщая пандемия наступила в марте 2020 года, а в 2021 году в январе в нашем университете занятия стали проводить с использованием оф-лайн обучения на практических занятиях. Для студентов 1курса, которые приступили к занятиям во 2 семестре мы разработали и провели опрос на определение трудностей в обучении, всего вопросов было 12.  Студенты педагогических специальностей приняли участие в опросе в количестве 36 человек, кроме причин затруднения обучения, основной проблемой студенты указали недостаточность взаимодействия с педагогами, поскольку живой диалог более эффективен при обучении. Вместе с тем, студенты указали, что выполнять правила дистанционного взаимодействия сложно, поскольку навыки тесной коммуникации наиболее развиты в молодежной среде.  Для студентов 1 курса, которые обрели новый социальный статус студента, стало значимым входить в новые социальные отношения при сохранении жизненных задач, которые были закреплены в семье и школе.

Требования не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня — обучение и воспитание человека не с набором «зазубренных» ответов на многочисленные вопросы тестов или с набором алгоритмов решения определенного вида задач. Сегодня востребован человек, обладающий «иным» способом увидеть проблему, найти способ ее решения, то есть человек, который может задействовать возможности левого и правого полушария, обладает сильным темпераментом и не боится идти на разумные риски. Развитие таких когнитивных и физических способностей должно быть включено в учебный план школы и вуза 21 века, необходима качественная интеграция ключевых аспектов педагогических практик: развитие логичного построения новых знаний различных областей и воспитание творческих способностей всех учащихся [2]. Это означает, что в образовательном процессе меньше времени должно отводиться традиционному обучению, а больше времени — экспериментальной работе. Процесс обучения наполняется новым смыслом овладения «творческой уверенностью» без навязывания фиксированного набора знаний и навыков [3]. Благодаря дизайн-мышлению обучаемый не просто «берет» знание, а получает его как результат преобразованной действительности и продукт своей деятельности.  И здесь существенным инструментом является внедрение принципа «дизайн-мышления», который будет способствовать обучению в рамках каждого предмета и может быть задействован в условиях ограниченных ресурсов. Данный принцип не является чем-то новым, а выступает инновационным подходом к работе, которую педагог выполняет регулярно. Данный принцип ориентирован на повышение творчества и выявления потенциала к созиданию в каждом обучаемом.

Термин «дизайн-мышление» часто ассоциируется с STEM технологиями. Однако дизайн-мышление больше, чем STEM и начинается с идеи использовать в качестве мотивирующего инструмента студенческое любопытство и позволяет им создавать, тестировать и воссоздавать, пока они в конечном итоге не получат и не представят то, что они сделали для реальной аудитории (глобальной или локальной). Таким образом, дизайн-мышление — это больше способ решения проблем, которые вырабатывают способность идти на разумные риски, нести ответственность и развивают творчество. Сегодня «дизайн-мышление» широко используется в области техники, искусства, в корпоративном мире. Во многих современных  школах и вузах его применяют в разных дисциплинах и с разными возрастными группами обучаемых. Дизайн-мышление универсально и легко адаптируется к любому предмету. Согласно Брауну, «дизайн-мышление» может изменить способ разработки проекта, отвечающего потребностям современности и обеспечивает преобразование этой потребности в реальную возможность [4].

Термин «дизайн-мышление» впервые упоминается в 1992 году известным профессором из Университета Карнеги Меллона Ричардом Бьюкененом, который представляет потенциал дизайн-технологии, расширяя его до других предметов: дизайн в визуальной коммуникации, дизайн продуктов, услуг и подхода к созданию более благоприятных условий для жизни людей и их работы [5]. Подобно тому, как дизайнер стремится понять, что нужно людям для большего комфорта (при помощи эмпатии ставит себя на место других и стремится лучше понять контекст), а затем находит свое дизайнерское решение, применение такого подхода и формирование дизайн-мышления у обучаемых может привести к фундаментальному пониманию того, какие стратегии образования необходимы сегодня, то есть, чему учить и как учить. Дизайн-мышление позволяет прийти к идее и реализовать ее посредством определенного баланса аналитического мышления и интуиции, в котором выбираются лучшие идеи и что, согласно Мартину, позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность, позволяет исследовать возможности в будущем параллельно с возможностями, проанализированными в прошлом [6].

Таким образом, дизайн-мышление основано на способности быть интуитивным, распознавать закономерности, развивать идеи, которые имеют функциональный смысл. Дизайн-мышление представляют собой динамическое образование, которое претерпевает некоторые изменения в процессе обучения и является смыслообразующим свойством личности, выражением ее направленности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, дизайн-мышление определяют поступки и поведение человека. Именно дизайн-мышление обуславливает выбор человека определенных способов достижения поставленных целей.

В рамках экспериментальной работы в дистанционном формате были проведены встречи со студентами, которым было предложено создать портрет студента, обучающегося в он-лайн режиме. С этой целью им был представлен материал по использованию процессов/этапов дизайн-мышления: понимание, наблюдение, определение точки зрения, идеация, прототипирование и тестирование. Понимание происходит на основе применения методов «мозговой штурм», «дотошный» и др., в результате которого  происходит постановка проблемы изучаемого материала, выявление противоречий или трудностей, наблюдение является процессом усиления понимания проблемы, при котором может возникнуть «инсайт»-озарение, обеспечивающее реализацию основных звеньев задачи, определение точки зрения возникает в процессе концентрации всех знаний, умений, навыков, затем наступает этап идеации и это может стать основой зарождения одной или нескольких идей, необходимых для решения, при этом идеи не могут выполнены все, поскольку появляются новые идеи. И наконец этап прототипирования, в его качестве может выступать все, с чем можно взаимодействовать: физические прототипы (модели, макеты, опытные образцы и др.), эскизы, компьютерные модели, ролевые сценарии и др. Главное, чтобы пользователь мог получить свой опыт от прототипа, «поиграть» с ним, прочувствовать в действии. А команда собирает свои наблюдения взаимодействия пользователя с прототипом для последующей его доработки.

Заключительным этапом является тестирование отобранных идей. Мыслительный эксперимент, ролевые игры, опрос — любой метод, который позволит получить обратную связь о жизнеспособности идеи и внести соответствующие корректировки в предлагаемые решения. Во время тестирования также проверяется поставленная задача: верно ли она была сформулирована.

Выводы

Использование дизайн-мышления позволяет создать комфортные условия для обучения в любом формате, поскольку формирует способность работать в команде, творческий подход, креативность мышления, активную коммуникацию, открытость и визуализацию. Все это способствует формированию у студентов ценных навыков коммуникации, предприимчивости, ораторского мастерства, получаемых в процессе решения реальных задач, поступивших из внешней среды. В результате чего студенты приобретают практические умения, навыки и опыт, которые будут востребованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности и в формировании жизненной позиции.

Список литературы

  1. http://www.xliby.ru/pedagogika/obshie_osnovy_pedagogiki_konspekt_lekcii/p4.php.
  2. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  3. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. — М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2007. — 528 с.
  4. Алешина И.В. Паблик Релейшнз для менеджеров. Учебник. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2009. – 480 с.
  5. Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. (Серия «Высшее профессиональное образование») — Издательство Михайлова В. А., 2010. — 95c.
  6. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь.- М., 2009, с. 96.