В системе повышения квалификации педагогических работников Казахстана  происходят значительные преобразования. Мы используем международный опыт в этом направлении, адаптируем лучшее в собственную практику. НЦПК «Өрлеу» разработал целую программу по стажировке профессорско-преподавательского состава филиалов в развитых странах мира. В декабре 2013 года в составе делегации «Өрлеу» прошли стажировку в Международном центре «Carre» при университете Кан  (Нижняя Нормандия) во Франции. Основная цель стажировки- ознакомление с особенностями системы образования Франции, которая считается одной из лучших в Европе. Программа, разработанная французскими коллегами специально, включала не только образовательную, но и культурную часть. Была представлена возможность получить информацию в целом о системе образования страны. Охватить все ступени образования, начиная от материнской школы до трудоустройства выпускников учебных заведений. Образование во Франции опирается на три главных принципа:

  • отвергается религиозность в преподавании;
  • обязательное образование всех детей от 6 до 16 лет;
  • государственное финансирование обязательного образования (дети до 16 лет получают учебники бесплатно.

Школы:

  • Начальная школа (6-11 лет)
  • Колледж – обычная средняя школа. Для всех детей - одна и та же программа и предметы их  изучения (11-14 лет).
  • Лицей. Высшая (старшая) средняя школа(14-16 лет). Все высшие средние школы строго специализированы.

                 Лицеи во Франции бывают нескольких видов:

  • профессиональные;
  • центры подготовки подмастерий;
  • общеобразовательные;
  • технологические.

Поразило отношение французских коллег  к своей работе, их искренность, желание поделиться своими успехами.

         Интерес представляют принципы управления в системе образования Франции. В стране всего 35 академий, из которых 26 находятся в европейском континенте и 9 – в заморских владениях. Ректорат академии находится в самом крупном городе соответствующего региона. Такая организация позволяет проводить государственную политику в образовании, определяемую правительством, в контексте местных территориальных образований. Начальное школьное образование на уровне региона, среднее школьное образование (колледж) на уровне департамента: среднее  высшее (лицей), высшее образование на уровне академии. У ректора в подчинении имеются инспектора и советники по профориентации, по  текущим  организационным вопросам, по работе с инвалидами, по компьютеризации, по инновациям, культуре, международным отношениям. К примеру, в состав одной из академий входят:

  • 1200 начальных школ;
  • 200 колледжей;
  • 100 лицеев;
  • 1 университет.

В составе этой академии 2700 сотрудников. В обязанность ректора входит координация работы  и управление всей академией. На мой взгляд, при такой структуре образовательного пространства региона сохраняется преемственность и устанавливается тесная  связь между всеми структурами. Управленческой команде легче проследить сильные и слабые стороны для того, чтобы своевременно принять меры по их устранению.

В 2015 году в Казахстане готовится переход на 12 - летнее образование, которое предполагает распределение обучения по направлениям и выбор детьми  определенного профиля. Здесь опыт Франции будет весьма полезен.

         Получили глубокие впечатления от поездки. Еще предстоит проанализировать увиденное, детально изучить материалы, собранные в ходе стажировки. Несомненно, опыт работы образовательных учреждений Франции 

весьма ценен и будет взять на вооружение.