Курумбаева С. С.

Акмолинская область г.Кокшетау

КГУ «Специальная школа-интернат №1

воспитатель

 

         К вашему вниманию предложены дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Я считаю,  что такие игры дают ученику образовывать  существительные, развивать зрительное внимание и памяти,  а также  активного словаря прилагательных.  Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи: 
- проверить знания, умения и навыки детей по теме:
- учить применять их в практической деятельности – игре:
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – Мамы или дочери?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал:
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви 

 -картинки двух  шкафов: 

Шкаф для маминой одежды и шкаф для дочериной одежды. 

 Ход игры: Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

 - Это длинное платье мамино.

- Это синее платье дочери.
- Эта розовая блузка дочери.

- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки дочери.
- Эта пышная юбка дочери.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

 Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, 
- У мамы платье, а у дочери … платьице.
- У мамы туфли, а у дочери … туфельки.
- У мамы брюки, а у дочери… брючки.
- У мамы куртка, а у дочери … курточка.

 Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, 
- У мамы одно платье, а у дочери много платьев.
- У мамы одна юбка, а у дочери много юбок...

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь дочери сосчитать вещи. 

Например,

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Дети раскладывают картинки и объясняют:

- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.