Молдагалиева Г. Б.

учитель русского языка

детский сад №5 "Куаныш"

г.Кокшетау Акмолинская область

 

Группа: подготовительная группа №2 «Жұлдыз»

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Русский язык

Тема: «Моя семья»

Цели         

Образовательные:

- Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению. Уточнение и расширение знаний о семье. Активизировать словарь детей (семья, родственники) закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения делить слова на слоги упражнять в правильном и отчетливом произношении звука, составлять предложение.

Развивающие:

-Закреплять умения отвечать на вопросы, упражнять в подборе прилагательных, развивать зрительное и слуховое внимание, учить слышать и слушать друг друга и педагога; развивать логическое мышление, активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, сестра, брат, и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.), учить координировать свои действия

Воспитательные:

-Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Методические приемы:

-использование динамической паузы

-пальчиковая гимнастика

-звуковая культура речи

-сюрпризный момент (дом)

-использование наглядности

-рефлексия.

Материалы и оборудование:

- Ребус, макет дома, схемы предложения.

Методы организации:

Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;

Наглядные – показ картинок членов семьи, приемов работы (выкладывание схем предложения, звукового анализа слова);

Игровые – игровая мотивация, загадки

Предварительная работа: коллективные индивидуальные беседы с детьми о семье разучивание физминутки «Семья», пословиц про семью,отгадывание загадок, знакомство с ребусом, синквейном. Чтение художественной литературы. Составление рассказов о своей семье.

Использованные технологии:    

Мнемотехнология, здоровьесберегающая, синквейн,

Структура занятия

- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

 

Ход занятия:

1часть. Организационный момент 

-Ребята, посмотрите у нас гости.

Давайте поздороваемся с гостями. 

Сәлеметсіздерме, балалар!

Здравствуйте, дети!

Good morning,   children!

Қайырлы күн, көк аспан!

Қайырлы күн, жер ана!

Қайырлы күн, қонақтар!

Қайырлы күн, достарым!

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Good morning! 

Good morning!

Good morning to you!

Good morning!

Good morning!           

I`m glad to see you! 

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус.  (ребус)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

 К цифре «семь» добавлю «Я» 

-И получится? (Семья).

1. -Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о семье.

Сообщение темы. (Семья)

2 часть. Вводная беседа.

- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет семья.

-Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение.

-Так что же такое семья. Кто как думает? Ответы детей. (Семья это мама, папа).

-Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей).

Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, 

Семья – это наши близкие и родные люди,

Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. 

Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. 

-Дети, какой должна быть семья?

Подберите признаки  к слову  «семья»

(дружная, трудолюбивая, заботливая, многодетная, родная, счастливая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая и т.д.)

Семья-это дом.

-Ребята давайте узнаем, кто живет в этом доме?

Для того чтобы узнать, кто живет в доме нам нужно отгадать наши загадки.

(Будет стоять макет дома в окошками, при отгадывании, в окошко ставим картинку и переводим на казахский и английский язык.)

 

-Ребята, давайте заселим наш дом жильцами, и узнаем, кто там живет.

Загадки

  1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? –

Лишь заботливая… (мама)

Слово мама.

- Давайте посчитаем сколько слогов в слове (перевод на казахский и английский языки)

  1. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

- Это наш любимый (папа)

Сколько слогов в слове, (давайте прохлопаем слово) и перевод

  1. Самый старший он в семье,

Самый мудрый во дворе,

Голова вся в седине,   

А встает он заре. (дедушка) 

Отгадав загадку, переводим на казахский и английский язык

  1. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки     

У любимой (бабушки) ( перевод)

  1. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он – старший… (брат)

  1. Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка) 

  1. Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень модная девчонка —
    Моя старшая... (сестренка)
    - Конечно, чтоб наши родители были здоровы нужно им помогать, заботится друг о друге.

-А вы знаете  пословицы про семью.

  1. При солнышке светло, а при мамочке тепло
  2. 2.В хорошей семье, хорошие дети растут
  3. 3. В гостях хорошо, а дома лучше
  4. Отан отбасынан басталады
  5. Менің отбасым-менің байлығым
  6. Жақсы отбасында-жақсы балалар өседі

 

Стихотворения о семье

-Ребята, вы знаете стихотворения про семью?

  1. 1.У меня есть семья –
    Мама, папа, брат и я.
    Лучше всех мы живём,
    Песни громко мы поём.
    Никому не разрешу
    Обижать семью свою.
  2. Сильная, красивая,
    Мама у меня,
    Умная и милая,
    Я люблю тебя!
  3. Быть мамой – трудная работа:
    Готовить, в магазин ходить,
    Дом убирать и мыть посуду,
    Всем улыбаться, всех любить.
  4. Әкем анам және мен

Тату тәтті тұрамыз!

Сыйластықпен әрқашан

Сауық сайран құрамыз!

  1. Анамыздан тарайды

Біздің ана тіліміз.

Ең қымбатты өмірде

Ана екенін біліңіз!      

  1. Жарқын болсын жан анам

Сендей болсын бар адам

Сендей болса бар адам

Шаттық кетпес баладан.

  1. Love for Mother

I love my dear mummy. (Ай лав май дия мамми.)

I love her very much. (Ай лав хе(о) вери мач)

And do you love your mummy? (Энд ду ю лав е(о) мамми?)

Of course, and very much. (Оф ко(р)с энд вери мач)

-Ребята, давайте вспомним как вас мамы ласково называют?

(Дети называют)

 - А сейчас сюрприз! Перед вами ваши мамы. Давайте их послушаем

Видеоролик «Как мама ласково называет своего малыша»

  -Давайте с вами поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Папа палец, папа палец, где же ты?

Вот я здесь, от я здесь. Как дела?

Мама палец, мама палец, где же ты?

Вот я здесь, вот я здесь, как дела?

Братик палец, братик палец, где же ты?

Вот я здесь, вот я здесь, как дела?

Сестра палец, сестра палец, где же ты?

Вот я здесь, вот я здесь, как дела?

Детский палец, детский палец, где же ты?

Вот я здесь, вот я здесь, как дела?

        Daddy finger, daddy finger, where are you?

Here I am, here I am, how do you do?

Mommy finger, mommy finger, where are you?

Here I am, here I am, how do you do?

Brother finger, brother finger, where are you?

Here I am, here I am, how do you do?

Sister finger, sister finger, where are you?

Here I am, here I am, how do you do?

Baby finger, baby finger, where are you?

Here I am, here I am, how do you do?

 Бармақ әке, бармақ әке қайдасың?

Мындамын осында, қалын қалай?

Бармақ ана, бармақ ана қайдасың?

Мындамын осында, қалын қалай?

Бармақ аға, бармақ аға қайдасың?

Мындамын осында, қалын қалай?

Бармақ әпке, бармақ әпке қайдасың?

Мындамын осында, қалын қалай?

Бармақ бөбек, бармақ бөбек қайдасың?

Мындамын осында, қалын қалай?

  -Ребята, а теперь я вам предлагаю рассказать про членов семьи, отвечая на вопросы  «Какой? Какая?»

- Давайте с вами поиграем в игру «Подбери признаки» 

-Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.), расскажем про членов семьи, используя слова «кто какой, какая?» 

«Подбери признак» Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная, воспитанная, культурная:

Папа - строгий, умный, сильный, добрый:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая

Дедушка - старый, мудрый, седой

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

- Молодцы, теперь мы узнали какие у нас наши близкие.

 Дидактическая игра  «Домашние дела» «Что делает?» (Работа по картинкам)

Глаголы (слова действия):    ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьет, ходит в магазин, читает сказки, слушает музыку, поет песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит.

 

Физминутка

-А теперь отдохнем, физминутку проведем

« У веселенькой старушки»

У веселенькой старушки

Жили в маленькой избушке  десять сыновей,

Все они без бровей! (закрывают руками брови)

Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)

Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)

Вот с такими носами, (показывают большой нос)

Вот с такой головой, (большую голову)

Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)

Они не ели, они не пили      

На старушку  глядели и делали  вот так!

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.     

-А теперь, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили, используя Синквейн.

Мама

Красивая, добрая

Стирает, готовит, гладит

Моя мама очень красивая

Семья

Папа

Сильный, смелый

Работает, водит, ремонтирует

Папа зарабатывает деньги для семьи

Семья

 Практическая часть

С/игра « Выходной день с семьей »

 (по фотографиям дети рассказывают  о своей семье и как они проводят выходной день).

(На готовый фон флипчарта приклеиваются семейные  фотографии)

-Чтобы ты хотел пожелать своей семье?

 - Я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

Рефлексия.

Спасибо всем.

- Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.