Смирнова С.Н.

преподаватель русского языка 

детский сад №17 "Коктем" г.Кокшетау

Акмолинскаая область

 

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей средней группы по пройденным темам.

 

Задачи:

Образовательные: учить называть признаки весны, изменения в природе. Расширить знания о жизни диких животных. Совершенствование навыка составления предложений из слов, составляя рассказ. Закрепление умения подбирать слова - родственники, противоположные по значению слова, подбирать глаголы к существительным.

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи. Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно- логического мышления, фонематического слуха. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения. Развивать связную речь, составлять предложения с опорой на картинку, мнемотаблицу. 

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, поддержание интереса детей к изучению русского языка.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская; коммуникативная; двигательная.

Методы и приемы: словесный, наглядный, сюрпризный момент, развитие речи, дидактические упражнения, здоровьесберегающее, отгадывание загадок, живая мнемотаблица.                      

Материал к занятию: плакат с изображением «Солнышко», плакат-карта (квэст-игра) с изображением маршрута «Путешествие в весенний лес», панно Воскобовича: фетровая доска с д\материалом по теме «Весна в лесу», слайд к д\играм «Слова наоборот», «Четвертый лишний», живая мнемотаблица к стихотворению «Тише,Мыши!», музыкальное сопровождение: «Песня о весне», физминутка,  корзинка. Оборудование: Домик из каматекса, тактильная дорожка, фигурки диких животных.

Полилингвальный, билингвальный компонент:

весна- коктем-spring, солнце-кун-sun,

желтое- сары, медведь - аю,заяц- коян.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок, рассказ по мнемотаблице и использование дидактических игр по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Времена года», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Скажи наоборот»; рассматривание картинок «Дикие животные», «Весна», «Слова - антонимы», речевая разминка, произношение чистоговорок, скороговорок.

                               Ход занятия

 Организационный момент.

- Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся!                                               Дети здороваются на трех языках: Здравствуйте! Салеметсіз бе! Неllо!

А теперь повернемся лицом к друг другу и улыбнемся!

«Круг приветствия»

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй,небо голубое,

Здравствуй,щедрая земля,

Здравствуйте,мои друзья!"

 Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам.

Беседа о времени года «Весна»

Ребята прослушайте внимательно загадку и отгадайте:

«Ну и портниха? Насмешила!

Зеленых платьев всем нашила»

 - Давайте вспомним, о каком времени года загадка? ( Весна)

А теперь слово весна произнесем на трех языках?      

Дети произносят на трех языках: весна-коктем-spring

 Работа по панно Воскобовича

 -Ребята,предлагаю сейчас собрать картинку «Весна в лесу»

Внимание на доску!

Вопрос-ответ

Преподаватель задает вопросы. Дети крепит на картину ответы.     

Что происходит весной? (Тает снег, появлется травка).

Что появляется на деревьях?  (листочки)

Трава и деревья какие? (зеленые)

Что расцветает весной? (цветы)

Кто при­летает весной? (птицы)

-Молодцы ребята, ответили на вопросы.

 Сюрпризный момент.

Звучит музыка. Стук в дверь. Заходит Медведь с картой в руках.

 

-Ребята, кто к нам в гости пришел из леса.                         

Дети: - Медведь.

Мишка: «Здравствуйте ребята!»

- Ребята давайте, поздороваемся с Мишкой.

Дети: «Здравствуй, Мишка! Как хорошо, что ты к нам пришел.

-А что же у тебя в руках?

Мишка: У меня ребята в руках карта от лесных зверей. Звери просят помочь им в беде.

-Какая же беда случилась в нашем лесу?

Передает карту преподавателю.

Мишка: Наступила весна, все жители нашего леса проснулись, но в лесу пасмурно и холодно, птицы перестали петь песни. Наше солнышко загрустило и не греет так ярко как всегда, наверное растеряло свои лучики. Для того чтобы вернуть хорошую погоду и настроение, просят найти для солнышка его лучики, но для этого нужно выполнить задания. Звери передают нам в помощь эту карту.

Разворачиваю и крепят карту к доске

Миша: Мне нужно идти, надеюсь, ребята, что вы выполните все задания, вернете лучики солнышку.

-Мишка уходит.

- Ребята давайте поможем лесным жителям, посмотрим на маршрут карты.

- Что же изображено...

Дети: Нам нужно перейти через реку, по мостику, проговаривая волшебные слова (чистоговорку), выполнить первое задание, так мы найдем первый лучик для солнышка.

-Вы готовы!

  1. Проходят через реку по тактильной дорожке, разминая ножки..

При этом проговаривают

Речевая разминка:

- На-на-на - к нам пришла весна,

- Чи-чи-чи - ручеек журчи,

- Ты-ты-ты- на лугу растут цветы.

Пройдя мостик, останавливаются. Педагог просит внимание посмотреть на экран. На экране изображения д\игры «Скажи наоборот». (4 слайда)

Д\игра «Скажи наоборот» (4 слайда)

- Ребята, давайте остановимся и поиграем в игру «Скажи наоборот», посмотрим на экран, задание: называем что изображено и противоположное этому значение, например, слон - большой, а мышка- маленькая и т.д.

-Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот, посмотрите, под мостиком, первый золотой лучик.

Крепим к солнышку.

- Внимание на карту! Какое дальше какое препятствие нас ждет?

Дети: Нужно пройти и взобраться на горы.

-Правильно, ребята! А чтобы быстрее нам это взобраться на гору, нам нужно выполнить дыхательную гимнастику.

  1. Взобраться на гору

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой», «Насос»

Дети выполняют дыхательную гимнастику со словами и движениями.

И.п.- основная стойка.1- поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох).2- опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), произнести «У-х-х» (5 раз)

- Взобрались на гору. Устали. А теперь нужно отдышаться и выполнить следующее упражнение.

Дыхательная гимнастика «Насос»

И.п.- основная стойка.1-  руки перед собой на уровне груди, поработать руками, прижимая их к груди. Носиком вдох.2- руки от груди, (выдох) (5 раз)

-Молодцы, ребята. Нас ждет задание игра «Четвертый лишний». Смотрим на экран.

Д\игра «Четвертый лишний».

-Ребята, посмотрите, скажите что изображено на картинке. Назовите лишнее. Как называется одним словом изображения. (4 слайда)

-Молодцы, вот и выполнили еще одно задание, нашли лучик между камнями горы.

Педагог крепит лучик к солнышку.

-Внимание на карту! Какое же следующее нас ждет испытание?

Дети: добраться до домика в лесу.

-Правильный ответ.

  1. Добраться и найти лесную избушку.

- А чтобы быстрее добраться до домика, нам нужно выполнить разминку для ножек и ручек. Вы готовы!

Физминутка «Три хлопка»

Звучит музыка. Дети выполняют движения. (Ручками похлопали, ножками потопали, взмах руками).

-Какие молодцы, ребята. Добежали по тропинке. Смотрите, что мы видим.

Дети: Лесной домик.

-.Давайте вспомним, какие сказочные герои живут в лесном домике, «Теремке»?

Дети: медведь, лиса, заяц, мыши.

-Правильно, ребята, мыши. Чтобы мыши не шумели прочитаем им стихотворение. Готовы! 

Живая мнемотаблица «Тише, Мыши»

Посмотрим на экран и прослушаем.

А) Слушают стихотворение,

Б)Повторяют группой,

С)Рассказ индивидуально

-Молодцы, ребята. Нашелся наш следующий лучик. (за домиком)

Педагог крепит к солнышку.

 Какое следующее нас ждет испытание по карте.

-Нам нужно от домика по тропинке и добраться до лесной полянке как можно быстрее

 Добраться к лесной полянке

 А для этого нам нужно произнести скороговорку:

 Скороговорка

 «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» 

Дети произносят скороговорку, маршируя.

 -Вот и вышли на лесную полянку, посмотрите здесь начало пригревать солнышко. Но мы не выполнили последнее задание. Посмотрите на картинку, кого на ней не хватает. (Зверей)

Нам нужно отгадать загадки, чтобы их найти.

Смотрят дети на картину.

«Отгадай загадки - шутки»

 Дети отгадывают загадки и крепят отгадки к фетровой доске, называя животных.

 В чаще голову задрав.

Воет с голоду ... жираф. (Волк)

 Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

 Кто любит по ветвям носится? 

Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)

 Быстрее всех от страха несется ... черепаха. (Заяц)

 Дети крепят отгадки на фетровую доску, дополняют картинку «Весна в лесу»

-Ура! Нашли последний лучик. Крепят к солнышку.

-Ну, вот ребята, мы собрали все лучики. Смотрите, как ярко засияло солнышко. И у всех настроение стало лучше, ведь солнышко светит и греет

Дети смотрят на солнышко (на доске)

Давайте, произнесем слово солнце на трех языках:

Солнце- кун-sun

 -Ребята, обратите внимание на картинку «Весна в лесу»? Что здесь появилось?

Дети: Солнышко

На экране слайд с солнцем, на доске все лучики открыли.

Звучит музыка. Стук в дверь. Заходит Медведь.

 Миша: Ребята, долго шел, наконец-то добрался к вам. Какие вы молодцы, помогли лесным жителям вернуть лучики для солнышка; выполнив все задания.

В нашем лесу стало солнечно и тепло, природа оживилась, птицы запели песни, звери проснулись после зимней спячки и у меня настроение улучшилось.

 - Верно, Миша, сегодня ребята не только помогли в беде лесным жителям, но и подарили хорошее настроение и улыбки нашим гостям.

 Миша: Зверушки очень обрадовались и передают Вам корзинку с сюрпризом.

 Приподнять и показать сюрприз.

 - Да, ребята, сюрприз - это солнышко, чтобы дарило свое тепло и хорошее настроение в каждый дом.

 Миша: Ребята, нам зверушки приготовили еще один сюрприз, и это -музыкальная пауза.

Звучит песня «Солнышко» на экране слайд. Дети танцуют в хороводе

-Ну, вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы выполнили самое главное задание, вернули лучики солнышку, подарили тепло и улыбку каждому.

- Вам понравилось наше путешествие.

 Педагог:

«Все -ребята молодцы!

Вы,ребята, удальцы! Помашем на прощание

И скажем досвидание!»

 Дети прощаются на трех языках. Звучит музыка.